Время новостей
     N°184, 08 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.10.2001
Дежа вю
Готов очередной проект тоннеля под Лефортовым
На первом публичном представлении проекта Лефортовского тоннеля, состоявшемся в московском Главном управлении охраны памятников (ГУОП), можно было удостовериться, что эффект дежа вю действительно существует. Всех участников этого довольно узкого совещания не оставляла мысль, что подобное они уже видели. И действительно видели -- не далее как два года назад. Или того раньше.

Идея использовать территорию дворцово-паркового ансамбля петровских времен, по образу и подобию которого был создан Петергоф, для прокладки внутригородской кольцевой магистрали родилась еще в конце 80-х годов. Под давлением общественности проект тогда был остановлен, но ненадолго: в 1992 году Юрий Лужков подписал специальное распоряжение, его возрождающее. Спустя три года Государственная экологическая экспертиза признала тоннельные проекты небезопасными для памятников Лефортова: оползни и изменение грунтовой обстановки, по мнению специалистов, могут привести к деформации зданий, сокращению питания прудов, деградации парка. Несмотря на это, в 1998 году состоялся тендер, победителями которого стали два единственных его российских участника (иностранные претенденты, разобравшись в ситуации, сняли свои заявки). Корпорации «Трансстрой», предложившей тоннель глубокого заложения, была поручена сама подземная трасса, а институту «Мосинжпроект» -- решение дорожного полотна. «Глубокий» тоннель был признан для дворцов и парков Лефортова наиболее безопасным, и с общественностью удалось договориться.

Позже выяснилось, что денег на такой тоннель у города нет (стоимость трассы, по разным оценкам, составила бы от 1,3 до 2,2 млрд долларов). От проекта в последний момент отказались несмотря на то, что в Германии уже было закуплено проходческое оборудование стоимостью 100 млн немецких марок. Но сама идея подкопа под Лефортово оказалась удивительно живучей.

7 июня этого года появилось распоряжение Юрия Лужкова о тендере на заказчика и подрядчика на строительство тоннеля неглубокого заложения, сооружаемого открытым способом. Конкурса как такового не состоялось. Просто к поставленному мэрией сроку был представлен практически готовый проект. Кто его автор, вы, наверное, уже догадались.

По плану «Мосинжпроекта» тоннель, проходящий на глубине четырех метров по краю парка, в двенадцати метрах от Екатерининского дворца, будет «двухочковым». Возле Лефортовского госпиталя, где машины, проехав мост через Яузу, будут уходить в тоннель, трассу накроют стеклянным колпаком. Через каждые 200 метров на территории парка появятся примерно семь аварийных выходов, оформленных, по словам разработчиков, «в стиле петровской эпохи». Пейзаж старинного ансамбля дополнит сеть новых аллей, разработанных инженерами-дорожниками на основе их творческой фантазии.

Впрочем, в детали органам охраны памятников можно и не вникать. Пока проект развивался и совершенствовался, Москва приняла новый закон об охране памятников. В нем строительство дорог на таких объектах не предусмотрено, а говорится на сей счет следующее: «На недвижимых памятниках истории и культуры и их территориях запрещаются следующие виды производственно-строительных работ: ...прокладка инженерных и дорожных сетей, превышающая функциональные нужды памятника...» (гл.5 ст. 32).

Однако в ГУОП подошли к делу неформально. Почувствовав себя немножко мэром, начальник ГУОП Владимир Соколовский осведомился у собравшихся: «Нужны ли городу кольцо и тоннель? И если да, то не можем ли мы трассировку одобрить? А вопрос о строительстве на территории памятника пусть решает правительство России».

Мнения разделились. Еще в 1996 году был выдвинут проект трассы в обход Лефортова, с использованием полосы отчуждения кольцевой железной дороги. Вариант этот почему-то никогда всерьез не просчитывался, а как-то априори был признан неприемлемым. Теперь о нем в очередной раз вспомнили. Но тут сторонники тоннеля выдвинули аргумент убийственный и окончательный: «Если трасса обойдет Лефортово, то парк и памятники архитектуры никогда не будут приведены в порядок». И всем все стало ясно.

Дело в том, что еще когда в проекте участвовали «Трансстрой» и заказчик глубокого тоннеля ООО «Организатор» (фирма, занимавшаяся расширением МКАД), появилась идея, чтобы дорожники на средства федерального дорожного фонда занялись заодно и дворцово-парковым ансамблем. К делу было привлечено некое ОАО «Центрреставрация», прежде уже занимавшееся благоустройством Лефортова в стиле «а-ля парк культуры и отдыха трудящихся». Был разработан целый план реконструкции водной системы парка. Окончательно он пока не принят, так как получился, мягко говоря, неисторичным.

Теперь же, судя по всему, Лефортово поделят между собой «Организатор» и заказчик мелкого тоннеля «Москапстрой». Дела хватит на всех. «Организатор» и «Центрреставрация» займутся прудами, а «Москапстрой» и «Мосинжпроект» -- территориями, прилегающими непосредственно к трассе. И пока специалисты по реставрации дворцовых ансамблей размышляют, каким образом грамотно воссоздать уникальный ансамбль, созданный Петром Первым и его сподвижниками по единому плану, дорожники успеют оформить тоннель и парк без архивных изысканий, архитектурных конкурсов и тому подобных излишеств.

Убедившись в «неоспоримых преимуществах» проекта, хранители памятников решили его «в принципе» одобрить и перешли к следующему вопросу.

Александра ТОЛСТИХИНА