|
|
N°184, 08 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Будь он хоть негр преклонных годов
Минфедерации меняет свои представления о соотечественниках
Представителей российской диаспоры за рубежом официально пригласили в Москву. В конце этой недели Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики проводит Первый Конгресс соотечественников. Гостей, по плану Минфедерации, должно быть около 800, и съедутся они из 60 стран. Именно им предстоит определить формальные рамки существования диаспоры и установить правила взаимоотношений с бывшей родиной. В России же готовы пересмотреть представления о том, кого за границей считать соотечественником. Министр Александр Блохин категорически заявил, что таковыми сегодня нельзя считать только этнических русских или, к примеру, бывших сограждан по Союзу ССР. По его мнению, соотечественники -- это те, кто связывает себя с исторической родиной и российской культурой.
Кроме того, Россия объявляет о намерении увеличивать предусмотренные госбюджетом средства на поддержку диаспоры. До конца этого года на эти цели будет истрачено 90,2 млн рублей, а в 2002-м планируется израсходовать уже 105 млн. Руководство Минфедерации утверждает, что именно на конгрессе и будет решаться, на что конкретно расходовать эти деньги. Сам г-н Блохин хотел бы поддерживать не только соотечественников, живущих в странах ближнего зарубежья, но и жителей дальней заграницы, например россиян в Дании, которых там всего несколько сотен, поэтому им особенно трудно сохранить культурную преемственность и связь с родиной. Впрочем, главной заботой остаются все-таки соотечественники на постсоветском пространстве -- их и больше (в одном Казахстане 4--5 млн человек), и помощь им более кстати. «Участие России и поддержка соотечественников в этих странах необходима и с экономической точки зрения, и с точки зрения сохранения языка и культуры, защиты их прав», -- считает министр. Пока Россия помогает им в основном учебниками и компьютерными классами для русскоязычных школ и частично оплачивает лечение ветеранов Великой Отечественной войны.
Одной из важнейших задач в Минфедерации считают и сохранение общего языкового пространства с бывшими советскими республиками. Об этом в минувшую пятницу министр говорил с верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств Рольфом Экеусом. То, что русский перестает быть языком межнационального общения, с точки зрения г-на Блохина, неправильно. В некоторых соседних с Россией странах русскоязычные составляют до 30--40% населения, что, по мнению российских властей, позволяет русскому языку претендовать на статус второго государственного. Г-н Экеус с этими доводами согласился, но дал понять, что у международных организаций есть вопросы и к России по поводу положения языков меньшинств в национальных республиках. Александр Блохин поспешил успокоить гостя, сообщив, что в регионах России давно уже фактически существует двуязычие, никто не ущемляет права детей изучать родные языки в школах, а по количеству национальных языков, на которых читаются лекции в университетах, Россия давно идет впереди всей Европы. Однако комиссара в некоторое лингвистическое замешательство привело утверждение министра о том, что чеченскому народу придется долго доказывать, что слова «чеченец» и «террорист» означают не одно и то же.
Иван СУХОВ