Время новостей
     N°184, 08 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.10.2001
К нынешней зиме готовы почти все
Теперь делят деньги на следующую
Завоз грузов в районы Крайнего Севера в 2001 году скорее всего будет выполнен в полном объеме. Так оценил нынешний северный завоз глава департамента по делам Севера Министерства экономического развития и торговли Константин Доценко. По его словам, на сегодня завоз грузов на Север осуществлен на 85%, что вполне приемлемо: северный завоз заканчивается 15 ноября.

Финансирование завоза тоже идет по плану. Правда, лишь со стороны правительства. В этом году, сказал г-н Доценко, государство профинансировало закупку регионами топлива и продовольствия опережающими темпами: предусмотренные бюджетом 6,9 млрд руб. (350 млн из них -- за счет допдоходов) уже перечислены. Хуже ситуация на региональном уровне. Темпы мобилизации регионами собственных ресурсов, по мнению чиновника, невысоки. По соглашению, заключенному правительством с субъектами, в этом году они должны были самостоятельно привлечь 12,71 млрд руб. (с учетом 8,9 млрд, ранее выделенных из средств федерального бюджета). К настоящему времени эта договоренность выполнена лишь на 60%.

Между тем МЭРТ уже начинает административные приготовления к северному завозу-2002. В частности, ведомство планирует уже в январе 2002 г. внести в правительство проект постановления о совершенствовании порядка проведения конкурсов среди поставщиков топлива в северные районы. Суть предложений -- вернуться к работе с крупными нефтяными компаниями, предоставляя им госгарантии. Ранее производители нефти и нефтепродуктов отказывались от прямого сотрудничества с регионами из-за постоянных неплатежей за поставленное топливо. Однако, как считает Константин Доценко, государство доказало свою платежеспособность и может теперь предоставить нефтяным компаниям необходимые гарантии.

Сейчас конкурсы на поставку топлива проводятся региональными администрациями. Участвуют в них как производители топлива, так и посреднические компании. Возобновление же поставок крупными нефтекомпаниями, по мнению специалистов МЭРТ, позволит повысить эффективность конкурсов и снизить цены на топливо для регионов. Каково будет окончательное решение правительства, пока неизвестно, цена же вопроса -- 8,963 млрд руб., именно столько отведено в проекте бюджета-2002 на финансирование поставок топлива по программе северного завоза. Впрочем, под давлением депутатов эта сумма может и увеличиться.

Во вторник думский комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока проводит парламентские слушания «Проект федерального бюджета 2002 г.: северный аспект». Главная цель -- выработать единую позицию по методике и объемам финансирования северных статей в проекте федерального бюджета на 2002 г. с учетом мнения и депутатов от северных районов, и представителей местных властей. На сегодняшний день депутаты-северяне не согласны с распределением средств в Фонде финансовой поддержки субъектов.

В частности, их не устраивает, что до сих пор не разработано приложение к бюджету, определяющее суммы финансовой помощи регионам из ФФП. Кроме того, комитет по проблемам Севера и члены межфракционной депутатской группы «Север России» считают недостаточным финансирование северного завоза, предусмотренное бюджетом-2002. Депутаты уверены, что 8,963 млрд рублей не хватит для обеспечения бесперебойного завоза товаров в труднодоступные регионы. По данным комитета, одних только заявок из регионов поступило на 9,8 млрд рублей, что является «критическим минимумом, который не позволит людям умереть с голода».

Ольга АНТОНОВА