|
|
N°184, 08 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кольцо сжимается вокруг Украины
Версия гибели Ту-154 из-за попадания ракеты кажется все более вероятной
Расследование причин гибели лайнера Ту-154 авиакомпании «Сибирь», взорвавшегося в минувший четверг в небе над Черным морем, вступило в завершающую фазу. Руководство госкомиссии, созданной для разгадки трагедии, вчера так и не выполнило обещания официально огласить предварительные выводы. На пресс-конференции высокие чины отделались дежурными фразами, что окончательно все станет ясно только после получения результатов многочисленных экспертиз. Однако, приведенные членами комиссии фактические данные (об осмотре обломков самолета и немногочисленных тел жертв катастрофы) и основные направления следствия ясно показали, что на первый план выдвигается версия, казавшаяся поначалу самой дикой - лайнер был сбит по ошибке во время учений украинских ПВО.
Уже известно и имя «главного подозреваемого». Это мобильная зенитная ракетная система С-200. Еще в субботу глава Минобороны России Сергей Иванов направил своего украинскому коллеге срочный запрос о точных технических данных по пускам таких ракет, совершенным с крымского полигона Опук 4 октября в 13.41 по московскому времени. Напомним, что Ту-154 потерпел катастрофу чуть более чем в 100 км от этого полигона в 13.45. Ранее предоставленная украинцами информация по этому поводу, как признал президент Путин, следящий за ходом расследования этого дела, оказалась «недостаточно полной». Косвенно в пользу такого варианта говорит и сопоставление последних сведений с тем, что украинские военные упорно твердили в первые часы после трагедии - будто пусков зенитных ракет в тот день вообще не было, а если и были, то таких ракет, которые не могли долететь до погибшего лайнера, находившегося на высоте 11 км. Согласно техническим характеристикам, С-200 - система, предназначенная для борьбы с современными и перспективными самолетами, воздушными командными пунктами с дальностью стрельбы до 300 км и высотой поражения до 41 км.
Впрочем, пока нет официальных заявлений, все это выглядит как одно из предположений. И, очевидно, именно для его подтверждения или опровержения в Сочи, где расположен штаб госкомиссии, стягиваются беспрецедентные экспертные силы. Сегодня туда должны прибыть группы военных специалистов военных ведомств Украины и России. В субботу же местные власти приняли невиданный в российской истории десант израильских спецслужб. В Сочи по личной договоренностипрезидента России и премьера Израиля прилетели чуть не полсотни сотрудников «Моссада», военной разведки и полиции этой страны, доставившие на военно-транспортном «Геркулесе» несколько тонн специальной аппаратуры.
Пока же, после трех суток следствия и экспертиз, члены госкомиссии твердо смогли заявить только одно: «Разрешение самолета произошло в результате поражения взрывного характера». По словам председателя комиссии Владимира Рушайло, на многих элементах конструкции лайнера и внутреннего интерьера салона имеется большое количество сходных по форме повреждений и сквозных отверстий. В оставшихся фрагментах лайнера обнаружены «предметы, не относящиеся к конструкции самолета». Что это за предметы Владимир Рушайло, правда, не уточнил. Инородные предметы обнаружены и в телах погибших. Они извлечены во время вскрытия и изучаются.
В субботу журналистам показали то, что осталось от Ту-154. Все обломки поместились на полу небольшого помещения в аэропорту «Сочи». Часть двери кабины пилотов, несколько шарообразных баллонов с кислородом, одно пассажирское кресло, запасное колесо шасси, несколько спасательных жилетов и множество каких-то пластиковых деталей внутренней обшивки. Все обгоревшее, смятое, изуродованное. Сначала корреспондентов не подпускали к обломкам ближе, чем на 20 метров. Но потом этот запрет нарушил генеральный директор авиакомпании «Сибирь» Владислав Филев, вдруг начавший демонстрировать хорошо сохранившееся кресло из пассажирского салона. Журналисты прорвались за барьер и увидели то, что, видимо, видеть им не полагалось -- на откидном столике, которое крепится на спинке кресла, были три входных одинаковых отверстия, очень напоминающие пробоины от пуль.
Правда, военные эксперты сразу отметили, что точно такие отметины могут оставить и поражающие элементы от боеголовки зенитной ракеты - обычно их начиняют стальными предметами (размером 5-6 мм) в виде шариков, кубиков, пирамид.
«Давайте не будем устраивать воздушных боев», - так ответил член комиссии, заместитель генерального прокурора России Сергей Фридинский, когда его попросили объяснить, что это за отверстия, и подтвердить или опровергнуть слух, распространившийся в Сочи, что в одном из тел погибших пассажиров обнаружена пуля. Глава же Государственной службы гражданской авиации Александр Нерадько вчера, без всяких комментариев, огласил результаты расшифровки радиопереговоров летчиков в последние секунды жизни. По его словам, в 13 часов 45 минут и 12 секунд, пилоты, после продолжительного молчания, вдруг включили связь и, ничего не успев сказать, просто закричали. «Слов было непонятно, - сказал г-н Нерадько, - просто вопли ужаса».
Вчера же было принято решение постепенном свертывании поисковых работ на месте катастрофы ввиду очевидной бесперспективности. Исследование акватории будет продолжне в ином режиме. За два последних дня 11 судам, дежурящим в точке падения лайнера, ничего обнаружить на поверхности не удалось, и поэтому теперь они ограничатся тралением глубинных вод.
Накануне в точке падения самолета начало работу научно-исследовательское судно «Академик Голицын», оснащенное специальными приборами, позволяющими обнаруживать предметы на больших глубинах. На дно спущен необитаемый аппарат «Тритон LX-31». Но шанс найти обломки Ту-154, и, тем более, бортовые самописцы лайнера, ничтожно мал: рельеф дна в этом районе очень сложный, с перепадами глубин от 1 до 2,1 км. Впрочем, даже сероводород, присутствующий в нижних слоях Черного моря, -- не главное препятствие поиску. Главное - на дне лежит мягкий, как пух, придонный ил. Его слой может достигать большой толщины, и обломки самолета в нем просто утонули.
Из находившихся же на борту погибшего лайнера 12 членов экипажа и 66 пассажиров, спасателям удалось найти только 15 тел людей. Точнее, 14 тел и фрагмент еще одного трупа. В выходные их уже осмотрели 97 родстенников погибших, которые прибыли в Сочи из Новосибирска, но опознать удалось только восьмерых. Вчера в Сочи ждали самолет из Тель-Авива с 31 родственниками погибших, и судмедэксперты не исключали возможность опознания оставшихся тел.
Игорь ГЛАНИН, Сочи, Александр РАСКИН, Юрий ГОЛОТЮК, Виктор ПАУКОВ