|
|
N°75, 28 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Торжество демократии
Гости юбилея Госдумы подвергли российский парламентаризм товарищеской критике
Вчера в Санкт-Петербурге состоялось торжественное заседание нижней палаты российского парламента, посвященное 100-летнему юбилею российского парламентаризма. На юбилей едва не опоздал президент России Владимир Путин. Он прилетел из в Питер из Томска и сразу направился на торжественный прием, где выступил с короткой речью. Появление законодательной власти в России, сказал он, было подготовлено всем ходом ее истории: "Для этого потребовалось и древнерусское вече, и земские соборы, и важнейшие реформы второй половины XIX века. Размышляя об истории нашей страны, мы видим в ее судьбе мощные истоки стремления России к народовластию. Видим силу и тягу российского народа к свободной и достойной жизни".
Один из важнейших уроков, которые дала России история Госдумы, считает Владимир Путин, -- «это необходимость политического компромисса". Президент напомнил, что революция 1917 года прекратила деятельность законно избранного представительного органа: "Мы не должны забывать об этом, мы не должны забывать, что политический экстремизм может привести к тяжелым последствиям, и мы должны делать все возможное, чтобы он никогда не повторился".
Завершив выступление, Владимир Путин предложил тост: "За демократию и прогресс, за дальнейшее развитие парламентаризма в нашей стране, за Россию!".
А утром спикеры верхней и нижней палат нынешнего российского парламента Сергей Миронов и Борис Грызлов открыли мемориальную доску на фасаде Таврического дворца, где 100 лет тому назад впервые собралась Государственная Дума России. «К сожалению, компромиссов было значительно меньше, чем конфронтации, -- заговорил г-н Грызлов невозмутимым голосом. -- Возможно, именно неготовность к достижению согласия сыграла роковую роль в судьбе самой Государственной думы. Первая была распущена через 72 дня. Такая же участь постигла и вторую». По этой логике нынешней Госдуме, в принципе не смеющей возражать исполнительной власти, разгон явно не грозит.
Несмотря на недолговечность российской Госдумы, реально проработавшей из 100 лет только 24 года, недостатка в торжественных речах не было. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский например, заявил, что праздник думской годовщины надо отмечать хотя бы потому, «чтобы никто не думал, что у нас история началась в семнадцатом году». Помимо речей, банкетов и гашения специально выпущенных марок депутаты приняли вчера в Петербурге обращение "К народам мира и парламентам государств мира в связи со столетием учреждения Государственной Думы в России", адресатов которого думцы решили призвать «сохранять и использовать лучшие традиции парламентаризма для развития демократии".
Заседание началось с того, что Таврический дворец взяли в кольцо национал-большевики. Нацболы выкрикивали лозунги, из которых следовало, что парламентские традиции в нашей стране, мягко говоря, не прижились. Их активность довольно быстро была пресечена правоохранителями. Впрочем, милиции было нетрудно задержать нацболов, которые сами приковали себя наручниками к ограде Таврического сада. Другим их однопартийцам повезло больше: они успели ускользнуть после того, как развернули на крыше соседнего дома лозунг «Такая Дума -- позор для России», и скандируя его, засыпали улицу зажженными файерами и листовками, в которых перечислялись грехи депутатов -- в частности, монетизация льгот.
Тем временем гости съезжались в Таврический, а спикеры обеих палат открывали мемориальную доску. Как бы заочно отвечая нацболам, Сергей Миронов напомнил, что в истории парламента не обошлось без ошибок. Впрочем, он уверен в том, что торжественно празднуя юбилей, который на самом деле должен был бы отмечаться не вчера, а 10 мая из-за разницы в 13 дней между "старым" григорианским и "новым" юлианским календарем, "сегодня мы восстанавливаем историческую справедливость».
В свою очередь, Борис Грызлов напомнил, что «здесь шли споры о ключевых вопросах развития нашей страны». Впрочем, произнесенную здесь же в 1918 году историческую фразу матроса Железняка «караул устал», с которой всякий парламентаризм в России надолго иссяк, никто из высокопоставленных гостей почему-то не вспомнил.
Тема избрания в условиях большевистской диктатуры, а затем и разгона Учредительного собрания вообще вчера не пользовалась популярностью в Таврическом дворце. Г-н Грызлов, например, сказал, что «сложно говорить о прямой преемственности между Госдумой Российской Империи и Государственной Думой Федерального Собрания РФ». Хотя и признал, что «историческая связь между ними очевидна: для нас, граждан России, события 1906 года стали началом нового этапа в истории народовластия, стали началом истории парламентаризма в нашей стране", но краткий миг существования парламента после Октябрьского переворота на юбилее был упущен.
Борис Грызлов сказал, что сейчас в российской политической жизни как никогда выросла роль региональных парламентов -- разумеется, потому, что они утверждают губернаторов. Но не только поэтому. Оказывается, по мнению спикера Госдумы, именно сегодня местные депутаты получили возможность для разработки и реализации стратегии развития своего региона. А федеральный парламентаризм так и вообще ждет блестящее будущее -- разумеется, в связи с тем, что теперь Дума будет избираться только по партийным спискам. «Такая система дает возможность более точно отразить политические настроения общества, чем система одномандатных округов", -- повторил спикер Грызлов многократно уже сказанный тезис. И дежурно добавил, что от реформы ответственность партий вырастет, а способность граждан с них спросить -- сильно увеличится.
Дружный хор славословий политиков из России и лояльных Кремлю стран был прерван, когда на трибуну Таврического дворца вышла спикер грузинского парламента Hино Бурджанадзе. Она выразила уверенность в том, что отношения между Россией и Грузией могут и должны улучшиться -- но лишь в том случае, если Россия пересмотрит свою политику в решении конфликтов на Кавказе. "Нормализация отношений между двумя странами возможна, если Россия откажется от двойных стандартов и будет выполнять роль посредника в конфликтах", -- сказала она. Юбилейная атмосфера не показалась г-же Бурджанадзе неуместной для того, чтобы призвать Россию проводить политику, которая "будет учитывать интересы всех государств, а не обеспечение безопасности одной только страны". И напомнила, что ждет от сопредельных с Грузией стран обеспечения ее, Грузии, государственной целостности, а также соблюдения права на демократический выбор страны. «Единая и стабильная Грузия может быть гарантом безопасности на юге России», -- сказал г-жа Бурджанадзе. И не преминула заметить, что решения о запрете ввоза в Россию той или иной грузинской продукции «не будут способствовать улучшению экономических интересов России и Грузии, от таких решений страдает Россия, так как она все более дистанцируется от своих соседей».
Пока еще председатель Верховной рады Украины Владимир Литвин также не стал обходить острые углы в отношениях между двумя странами. Он признал, что исполнительные власти двух стран не всегда могут найти общий язык. И поэтому призвал парламенты «устранять недоразумения, разногласия, отчуждения между народами Украины и России, не допускать того, что мешает нашему взаимопониманию и сотрудничеству». Кроме того, он попросил Россию понять, что парламент, правительство и президент Украины сейчас прилагают все усилия для сохранения и обогащения великих парламентских традиций и проведения демократических реформ. Пожалуй, далеко не все в этом зале были с ним согласны.
А председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден напомнил России о том, что некоторые особенности ее законодательства не соответствуют требованиям ПАСЕ. Например, ван дер Линден попросил собравшихся на юбилей не забывать, что сегодня Россия единственный член Совета Европы, который не ратифицировал протокол №6, отменяющий смертную казнь. «Это уместно сделать в год столетия Госдумы, тем более что российская первая Дума впервые отменила смертную казнь в стране», -- вспомнил европейский парламентарий тот урок истории, который почему-то обошли вниманием спикеры Думы и Совета Федерации. "Если Россия сделает это, то она только укрепит свои позиции в Совете Европы",-- сказал г-н ван дер Линден.
К тому же председатель ПАСЕ решил вступить в заочную полемику с одной из самых модных ныне культурно-политических теорий -- о том, что России не следует увлекаться концепцией прав человека, а нужно выработать свой собственный моральный кодекс. Напомним, что недавно постулаты непригодности для нашей страны прав человека были громко сформулированы одним из первых лиц Русской православной церкви митрополитом Кириллом на Всемирном русском народном соборе. Г-н ван дер Линден не согласен с существованием каких-то специфических западных ценностей, которые "чужды российскому обществу". "Есть всеобщие человеческие ценности", -- заявил он. И добавил, что только руководствуясь ими, объединив усилия России и Европы, можно будет успешно бороться с терроризмом, торговлей людьми, коррупцией, нищетой и социальным неравенством. Но реакция зала на эти слова не была настолько радостной, чтобы можно было подумать, что участники и виновники торжества готовы согласиться с заявлением главы ПАСЕ.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург