Время новостей
     N°75, 28 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.04.2006
Где молиться на «Заре»
Богословы Малайзии одобрили фетву для мусульманских космонавтов
Власти Малайзии, большинство населения которой составляют мусульмане, позаботились о том, чтобы отправляющиеся в Россию для подготовки к космическому полету представители этой страны не испытывали на орбите дискомфорта еще и из-за невозможности совершать намаз по земным канонам. На завершившейся вчера в Куала-Лумпуре международной конференции исламских богословов, организованой Национальным космическим агентством Малайзии, была принята специальная фетва, предписывающая, как себя вести правоверному мусульманину на Международной космической станции, с борта которой сложно сориентироваться на Мекку, да и понять, когда восход и закат, не так-то просто. Как сообщает ИТАР-ТАСС, на основании этого религиозно-правового уложения в Малайзии уже разрабатывается памятка для ангкасаванов -- именно так будут звать на родине первых представителей Малайзии, добравшихся до орбиты.

Неизвестно, правда, как эта памятка будет сочетаться с инструкциями, полученными представителями Малайзии в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке, где их ждут сейчас для прохождения 18-месячного курса тренировок и отбора одного кандидата -- того, кто лучше всех себя зарекомендует во время учебы. Как известно не только из анекдотов, ЦПК требует от претендентов на полет демонстрации отменного здоровья и технических навыков, а также понимания команд на русском языке. То есть умения подчиняться командиру экипажа. Впрочем, у России особого выбора нет -- подготовка и обеспечение полета в космос гражданина Малайзии являются одним из условий крайне выгодной для нашей страны сделки объемом около 900 млн долл., предусматривающей поставку Куала-Лумпуру истребителей Су-30МКМ. И, как заявил в ходе завершившейся вчера же в малайзийской столице 10-й Международной выставки вооружений ДСА-2006 директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев, вопрос о полете ангкасавана «политически решен давно». Более того, с малайзийскими кандидатами в декабре прошлого года уже встречался и президент России Владимир Путин, приезжавший в Куала-Лумпур на саммит АСЕАН. Технические же детали российско-малайзийской космической программы должны быть утверждены до конца мая, а полет ориентировочно состоится в конце 2007 года. «Программа серьезная и будет выполнена в срок», -- заверил г-н Дмитриев.

Но едва ли «Роскосмос» предполагает, что в число технических деталей контракта войдут и вопросы соблюдения представителями мусульманской страны религиозных обрядов на орбите. До сих пор российская космонавтика, проложившая путь на орбиту гражданам многих стран, с требованиями шариата вплотную не сталкивалась. Были, конечно, причуды -- летавший недавно бразилец Маркус Понтес, например, пожелал взять с собой в космос футбольный мяч. Но, несмотря на то, что футбол в Бразилии тоже является своего рода религией, надо признать, что теперь ситуация гораздо серьезнее.

Генеральный директор Национального космического агентства Малайзии Мазлан Осман считает, что пришло время «задуматься над тем, как решить вопрос о ежедневных молитвах космонавта-мусульманина». Помимо уже упомянутых проблем дезориентации верующего во времени (за 24 часа МКС делает 16 оборотов вокруг Земли, а от правоверного требуется совершать пять намазов в день) и пространстве (обратиться с такой высоты и, возможно, с противоположной стороны планеты к священной мечети Кааба в Мекке не так-то просто), богословы обсуждали и трудности с омовением перед молитвой, а также орбитальное меню, в котором может не оказаться только халяльной пищи. Какие именно рекомендации были выработаны в ходе двухдневной богословско-космической конференции и попросит ли малайзийское агентство у «Роскосмоса» особых привилегий для своего представителя, пока не сообщается.

Не исключено, впрочем, что волнения по поводу религиозных чувств первого ангкасавана несколько преждевременны. Ведь среди вылетающих в Звездный четырех представителей Малайзии, отобранных, к слову, из 11 275 претендентов, есть одна женщина-немусульманка -- 35-летняя инженер С. Ванайя. Трое других кандидатов -- медики Шейх Музафар Шукор и Фаиз Халед, а также военный летчик Мохаммед Фаиз Камалуддин -- исповедуют ислам. Но отбирать основного кандидата и его дублера будут все же не по религиозным, а по медицинским и интеллектуальным показателям.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ