|
|
N°75, 28 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свобода выражения
Бывшая судья пошла в Страсбург в компании следователей
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял к производству жалобу бывшей судьи Мосгорсуда Ольги Кудешкиной. Об этом сообщила вчера ее адвокат Анна Паничева. По словам адвоката, дело будет рассмотрено в приоритетном порядке, и ЕСПЧ уже обязал российское правительство в срок до 19 июня сего года ответить на все поставленные судом вопросы.
Как стало известно «Времени новостей», ЕСПЧ согласился рассматривать это дело лишь в связи с возможным нарушением ст. 10 Европейской конвенции по правам человека -- право каждого на свободу выражения своего мнения. Однако в признании нарушения ее права на справедливое публичное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом бывшей судье было отказано. Но даже приоритетный порядок рассмотрения жалобы г-жи Кудешкиной в Страсбурге не гарантирует того, что эта жалоба будет удовлетворена.
Бывшая судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина прославилась тем, что одной из первых стала открыто критиковать российскую судебную власть, обличая ее в коррупции и предвзятости. В мае 2004 года квалификационная коллегия Москвы лишила г-жу Кудешкину мантии, прекратив досрочно ее судейские полномочия. Впоследствии Верховный суд (ВС) признал это решение законным. Именно этот факт и стал поводом для обращения бывшей московской судьи в суд европейский. Критика власти, утверждала г-жа Кудешкина, стала истинной причиной ее увольнения.
Летом 2003 года ей выпало рассматривать скандальное дело сотрудника Следственного комитета (СК) при МВД Павла Зайцева, обвинявшегося в превышении полномочий при расследовании громкого дела о контрабанде мебели торговыми домами «Три кита» и «Гранд». Мебель, как установило следствие в лице г-на Зайцева, нелегально завозилась в Россию через подставные фирмы по заниженным ценам, а ущерб, причиненный в результате неплатежа таможенных пошлин, составил миллионы долларов. Но итогом этого дела стало уголовное преследование самого Зайцева. Генпрокуратура обвинила его в превышении полномочий, а именно в том, что он проводил обыски без санкции прокуратуры, с нарушением УПК допрашивал свидетелей, оказывая на них давление, и т.д. В сентябре 2002 года Мосгорсуд оправдал следователя, но позднее ВС отменил этот приговор и направил дело на новое рассмотрение. Вести его было поручено судье Кудешкиной.
Повторный процесс по делу Зайцева затягивался. Судья Кудешкина начала жаловаться, что гособвинитель Дмитрий Шохин (впоследствии прославившийся в деле Михаила Ходорковского и Платона Лебедева) «ведет себя вызывающе и оскорбительно» и что из-за этого народные заседатели вынуждены были взять самоотвод. В результате Кудешкина была отстранена от ведения дела. После этого она выступила в прессе с открытым заявлением о том, что председатель Мосгорсуда Ольга Егорова якобы оказывала на нее давление, так же, как и замгенпрокурора Юрий Бирюков. При этом г-жа Кудешкина заявила, что это обычная практика и судей часто принуждают выносить те или иные решения.
Подобные заявления судьи, несомненно, дискредитировали судебную власть, тем более что они носили декларативный характер -- она не привела никаких конкретных доказательств в подтверждение своих слов. Такое поведение идет вразрез с кодексом судейской этики, и квалификационная коллегия по этой причине решила досрочно прекратить полномочия судьи Кудешкиной.
«В нашей жалобе в Европейский суд о нарушении права на свободу выражения своего мнения мы указываем, что именно из-за выступления в СМИ Ольга Кудешкина была лишена полномочий судьи, -- сказала «Времени новостей» адвокат Анна Паничева. -- Формально это произошло по той причине, что она якобы уронила авторитет правосудия. Но этим решением они хотели заставить ее молчать, показать, что о каких-либо нарушениях судей можно говорить лишь в пределах судейского корпуса, но никоим образом вне его. А на самом деле своими выступлениями Ольга Кудешкина преследовала другую цель -- она, наоборот, стремилась к обеспечению беспристрастности судебной системы, хотела привлечь к этой проблеме внимание общества».
Г-жа Паничева отметила, что ни Мосгорсуд, ни ВС не придали должного внимания жалобам Кудешкиной, не стали рассматривать все предоставленные ею доказательства, чем нарушили не только ее право на свободу выражения мнения, но и право на справедливое разбирательство беспристрастным судом (ст.6 конвенции) и эффективное средство защиты в суде (ст.13 конвенции). Однако ЕСПЧ отверг эти претензии. Объяснено это было тем, что она работала именно судьей, а ЕСПЧ принципиально не рассматривает дела об увольнении госслужащих. И пока в Страсбурге согласились рассмотреть дело экс-судьи лишь на предмет нарушения ст.10 конвенции. Теперь свою точку зрения на это дело представит российское правительство, и только после этого ЕСПЧ будет решать, является ли эта жалоба приемлемой для рассмотрения по существу. Кстати, одновременно с жалобой Ольги Кудешкиной ЕСПЧ коммуницировал и жалобу следователя СК Павла Зайцева.
Примечательно, что Евросуд решил рассматривать обе жалобы в приоритетном порядке, но почему именно, пока неизвестно. По мнению адвоката Паничевой, это связано с тем, что «отсутствие независимости судей в России -- наиболее острая проблема для представителей европейской Фемиды». Другие эксперты полагают, что жалоба Ольги Кудешкиной в ЕСПЧ может быть тесно связана с другой жалобой, которой также был придан приоритетный статус -- Михаила Ходорковского, на деньги структур которого, по некоторым сведениям, г-жа Кудешкина баллотировалась на выборах в Госдуму. Приоритетными признаны абсолютно все жалобы, связанные с делом ЮКОСа, и такое выделение из общей массы дел эксперты считают не характерным для ЕСПЧ, что может вызывать сомнение в его беспристрастности.
ВС и Мосгорсуд пока не считают нужным давать комментарии в связи с жалобой их бывшей судьи. Как напомнили вчера их пресс-секретари -- Павел Одинцов и Анна Усачева, дело только поступило в ЕСПЧ, и никаких решений по нему пока не принято.
Екатерина БУТОРИНА