Время новостей
     N°184, 08 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.10.2001
Контейнеры на зеленой лужайке
Датская Maersk хочет иметь свой порт в России
Датская судоходная компания Maersk, контролирующая 25% мировых морских контейнерных перевозок, рассматривает возможность строительства терминала для перегрузки контейнеров на южном берегу Финского залива в Усть-Луге (Ленинградская область). Об этом на днях заявил в Петербурге директор расположенного в США Национального института портов и водных путей Анатолий Хокштайн. Институт по заказу компании «Усть-Луга» разработал документ, который сам г-н Хокштайн называет «помесью концепции и бизнес-плана контейнерного терминала в Лужской губе».

Представляя проект, американский профессор пояснил, что в мире происходит бум на рынке контейнерных перевозок. «Если в 2000 году в Россию через ее собственные и зарубежные порты было доставлено 1,5 млн 20-футовых контейнеров типа TEU, -- сказал г-н Хокштайн, -- то к 2005 году этот показатель возрастет до 2--2,5 млн». Через порты северо-запада, включая терминалы Балтии и Финляндии, в 2000 году в Россию проследовало 618 тысяч контейнеров. В этом году, по данным г-на Хокштайна, эта цифра увеличится как минимум на 20 тысяч контейнеров, а к 2005-му -- удвоится. «У зарубежных перевозчиков нет другого выхода кроме строительства нового терминала», -- резюмирует глава института. Возить контейнеры из сопредельных стран по железным и автомобильным дорогам очень дорого.

С ним согласен заместитель руководителя северо-западного представительства Ассоциации международных автоперевозчиков Константин Шаршаков: «Мы приветствуем это намерение, так как грузовая база для Усть-Луги есть, и возить контейнеры из Лужской губы до Москвы дешевле, чем из Финляндии». Однако, по его мнению, «контейнеры не пойдут в Усть-Лугу до тех пор, пока российские правила транспортировки не будут приведены в соответствие с европейскими, в частности, не будет снят ряд ограничений на вес контейнеров».

Как сообщил г-н Хокштайн, «Maersk сделала официальное заявление о том, что хотела бы иметь в России свой собственный порт», правда, относительно месторасположения будущего терминала пока ничего не говорилось. Но, как считает г-н Хокштайн, кроме Усть-Луги, деться Maersk некуда, так как в центре Петербурга, где находится действующий порт, новый терминал построить невозможно -- там нет места, крайне ограничены железнодорожные подходы, и «экспедиторы вынуждены перевозить грузы по городским улицам, забитым транспортом». Петербургский порт уже работает на пределе своей мощности, говорит эксперт, в то время как Лужский проект -- это «порт на зеленой лужайке, и он может расширяться беспредельно».

Между тем в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», где уже сейчас обрабатывают до 350 тыс. контейнеров в год, не собираются ставить крест на своих возможностях. «Мы смотрим на Усть-Лугу как на конкурента и готовы вступить с ней в честную конкурентную борьбу, а перевозчик выберет порт в зависимости от тарифов, качества обслуживания, развитости инфраструктуры, квалифицированности персонала», -- сказала газете «Время новостей» пресс-секретарь питерского порта Ирина Крикун. Она отметила, что «перспективы контейнерного рынка очень хорошие, наблюдается непрерывный рост перевозок, и питерский порт к 2002 году намерен увеличить мощности и обрабатывать до 550 тыс. TEU в год». Между тем г-н Хокштайн не считает, что Усть-Луга будет конкурировать на рынке контейнерных перевозок с портом Петербурга. «Терминалы будут не конкурировать, а дополнять друг друга, ведь потребность в грузообороте растет на десятки процентов в год», -- отмечает эксперт.

Директор американского института портов сообщил нашей газете, что инвестиционные предложения от компании «Усть-Луга» направлены также двум другим крупнейшим мировым контейнерным операторам -- Unifeeder и OCL. Однако наиболее реальным инвестором для Лужской губы г-н Хокштайн все-таки считает Maersk, представители которой взяли двухмесячный тайм-аут для анализа проекта.

По мнению разработчиков из американского Национального института портов, годовая мощность первой очереди терминала должна составить 100--160 тыс. TEU, с 2005 по 2010 год она может удвоиться. Стоимость проекта оценивается в 40 млн долларов. «100 тыс. контейнеров -- это средний грузооборот одной судоходной линии», -- отмечает г-н Хокштайн.

По мнению генерального директора компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита, если инвестор согласится, то строительство может начаться уже к концу 2002 года и завершиться через два года.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург