|
|
N°74, 27 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Российский энергомонолог
Владимир Путин и Игорь Шувалов прояснили позицию Москвы
Полная противоречий словесная перепалка между «Газпромом» и Евросоюзом вчера получила новое развитие. Владимир Путин за считанные часы до встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель в Томске намекнул на то, что Брюссель в рамках энергодиалога использует нечистоплотные методы. «К сожалению, мы очень часто сталкиваемся с методами недобросовестной конкуренции на мировом рынке, -- сообщил он губернаторам Сибирского федерального округа. -- Несмотря на большие потребности в энергоресурсах, нас пытаются под всяческими предлогами ограничить, то на севере, то на юге, то на западе». Напомним, что сейчас руководство российского газового монополиста ведет совсем не дипломатичную открытую дискуссию с европейскими властями о принципах дальнейшей работы на рынке (см. «Время новостей» от 26 апреля). Г-н Путин в этой связи поощрил намерения экспортеров российского сырья в Европу, прежде всего «Газпрома», диверсифицироваться за счет поставок на азиатские рынки. «Мы должны искать рынки сбыта, вписываться в процессы мирового развития, имея в виду, что страны АТР развиваются огромными темпами, и они нуждаются в кооперации с нами», -- заявил глава государства. Фактически президент России, которая на правах хозяйки форума G8 в этом году заявила о претензиях на роль гаранта глобальной энергетической безопасности, официально поддержал жесткую линию «Газпрома» и пригрозил несговорчивым покупателям энергоресурсов.
А в это время в Париже помощник президента Игорь Шувалов, совершающий европейское турне в качестве председателя межведомственной комиссии по участию России в «восьмерке», пытался перевести жесткую позицию Кремля и «Газпрома» в дипломатический формат. На встрече с членами французской ассоциации дипломатической прессы он убеждал европейцев, что у «Газпрома» нет задачи стать газовым монополистом мирового масштаба. «Никогда не было намерения, чтобы «Газпром» поглотил газ в Алжире, в Катаре или где-либо еще и стал бы крупным монополистом мирового масштаба», -- говорил он. По его словам, Москва хочет, чтобы «Газпром» превратился «в глобальную международную энергетическую компанию, параллельно создавая по всему миру партнерства с крупнейшими нефтегазовыми компаниями». «Наша идеология -- это не ассоциация производителей газа, а настолько переплетенная и смешанная система владения активами, когда в единый бизнес будут включены и потребители, и производители, -- подытожил помощник президента. -- Если этого не произойдет, то и никакой энергетической безопасности не будет. Будут различные интересы, и страны-производители никогда не встретятся со странами-потребителями».
В качестве примера позитивного сотрудничества г-н Шувалов привел немецких партнеров. «Германия потребляет огромное количество российского газа. Чтобы чувствовать себя безопаснее, ей нужно контролировать добычу газа на определенных месторождениях, а в ответ на это она сама предложила «Газпрому» участие в распределительных сетях, чтобы он был уверен в прозрачности продаж и мог участвовать в доходах», -- рассказал он, имея в виду переговоры «Газпрома» с германским концерном BASF. В обмен на долю в проекте по разработке Южно-Русского месторождения «Газпром» получит от него 15% WINGAS (и доведет свою долю до 50% минус одна акция), которая владеет газотранспортной инфраструктурой и продает газ конечным потребителям в Германии, Бельгии, Австрии и Великобритании. Как ожидается, сегодня соответствующие документы подпишут главы «Газпрома» и BASF. В то же время переговорный процесс с другим претендентом на долю в Южно-Русском -- концерном E.ON -- затягивается. В том числе и потому, что он не захотел делиться с российским партнером немецким рынком, а в оценке предложенных активов в Восточной Европе стороны разошлись. Переговорный процесс продолжается.
Еще тяжелее идут контакты с итальянской ENI, с которой даже пришлось разорвать уже подписанный пакет соглашений, допускавший российский концерн на рынок конечных потребителей в Италии. По неофициальной информации, ENI претендует на доступ к добыче углеводородов в России (по схеме, принятой в отношении немецких партнеров), который «Газпром» пока не готов ей предложить.
Особый случай произошел в Великобритании, на рынке которой «Газпром» развил небывалую активность и обнародовал весьма амбициозные планы (занять минимум 10--12% либерализованного рынка к 2010 году). В частности, купить газораспределительные и электроэнергетические активы на Британских островах. После появления слухов о непраздном интересе «Газпрома» к крупнейшей компании на розничном рынке газа -- Centrica парламент даже инициировал процесс внесения поправок в законодательство с целью дать правительству страны в целях национальной безопасности право вето на любую крупную сделку в энергетическом секторе. Правда, на днях газета The Financial Times со ссылкой на неназванные источники сообщила, что премьер Великобритании Тони Блэр высказался против дополнительных ограничений на газовом рынке. А министр торговли страны Алан Джонсон на Российском экономическом форуме в Лондоне заявил: «Британия -- одна из самых открытых для мировой торговли наций, и у нас нет намерений развернуть этот процесс вспять».
Алексей ГРИВАЧ