Время новостей
     N°74, 27 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2006
Только стены ресторана знают, кто же лауреат!
Вручены награды «Бенуа де ла данс» за 2005 год
Две фигурки отшатнулись друг от друга и одновременно раскрыли руки для объятия -- эту скульптурную композицию, придуманную Игорем Устиновым, вручают накануне Дня танца уже в четырнадцатый раз. Жюри неизменно возглавляет Юрий Григорович, в качестве судей он приглашает знаменитых балетных людей со всего мира (в этом году, в частности, суперзвезду шведского балета Ану Лагуну и замечательную французскую балерину Доминик Кальфуни). Поскольку номинантов определяют сами члены жюри -- а потом, после обсуждения, выбирают из них лауреатов, то картинка всего того, что происходит за год (а «Бенуа» отмеряет призовые периоды именно годами, а не сезонами), конечно, в списках номинантов-лауреатов не отражается. Отражаются вкусы и кругозор членов жюри -- да и просто количество их свободного времени. (Сколько может посмотреть чужих спектаклей активно работающий человек? Как правило, немного.) В этом году «картинку» вдруг ощутимо развернуло на восток.

Началось все, конечно, с «торжественной части». Мария Ситтель и Святослав Бэлза перед объявлением результатов произносили что-то торжественное: «Только стены ресторана, в котором заседали члены жюри, знают, кто же лауреат» -- при этом в программках эта страшная тайна уже была раскрыта, что превратило вскрытие конвертов в занятие совершенно бессмысленное. Итак, из пятерых балерин (Тамако Акийяма, Ольга Есина, Чжу Вон Ким, Екатерина Кондаурова, Джанесса Туше) жюри выбрало восходящую звездочку Мариинки Кондаурову и работающую в Национальном балете Кореи Чжу Вон Ким; из шести танцовщиков (Славомир Возняк, Джозеф Гати, Ким Хен Ум, Бенджамен Пеш, Леонид Сарафанов, Ван Ди) -- двух последних (Мариинка и Ансамбль танца китайской армии). Лучшим хореографом назвали Бориса Эйфмана за «Анну Каренину» (в списке были еще Сун Су Ан, Никола Ле Риш, Сара Слиппер и Оливер Хиндл).

Вся мариинская команда (и Кондаурова, и Есина, и Сарафанов) в Москву не приехала, не было французов, поляка и работающей в Испании японки (жюри присуждает призы до концерта, по видеопленкам, а не в результате выступления на нем; говорят, что петербуржцев не отпустил театр -- они плотно заняты в репертуаре). В результате из лауреатов на концерте выступила только Ким Чжу Вон (вместе со своим партнером она показала в «Корсаре», как старательно осваивает местная школа русское классическое наследие) и Ван Ди (и вот это стало событием -- несмотря на пугающую вывеску китайской армии). Танцовщик представил сделанную на музыку Шопена миниатюру собственного сочинения Watching -- и буквально сыграл классическую фразу «артист -- инструмент бога»: стопы были неподвижны на полу, а все тело вздрагивало, мышцы вскрикивали, как струны под ударами невидимых молоточков. Еще одним событием стало выступление ансамбля одного из номинантов хореографического конкурса: в собственной труппе проигравший Борису Эйфману Сун Су Ан сделал равелевское «Болеро» (как известно, написанное под впечатлением от посещения завода) гимном растительному миру: восемь человек собирались в один цветок, он вырастал и опадал, крошился осенью и по весне набирал силу снова.

То есть конкурсный вечер был, конечно, небогат. Но уже третий год подряд «Бенуа» называет себя не просто «конкурсом», но фестивалем мирового балета, и во вчерашнем концерте, что начался уже после подписания номера в печать, должны были участвовать настоящие звезды (Йохан Кобборг и Алина Кожокару, к примеру). Может быть, вовсе отменить затею с призами и честно остаться продюсерской фирмой? Но нет, Юрий Григорович собирается совершенствовать именно конкурс (об этом он сказал на церемонии): первое новшество, которое произойдет на следующем «Бенуа», будет разделение номинаций балета и современного танца. Лучше бы вписали в устав обязательность участия номинантов в концерте и присуждали бы призы уже после него. Но это в планы жюри пока не входит.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец