Время новостей
     N°74, 27 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.04.2006
Буш остужает топливный рынок
Американский президент Джордж Буш борется за энергетическую безопасность своей страны. США в этом году могут столкнуться с дефицитом бензина, цены на который неуклонно растут. В начале недели г-н Буш уже распорядился провести расследование причин подорожания топлива. Как заявил его пресс-секретарь, «федеральной комиссии по торговле предстоит поинтересоваться возможными махинациями или незаконными манипуляциями на рынках бензина». Затем г-н Буш принял еще одно решение, которое, по его мнению, должно исправить ситуацию на рынке. Выступая с речью, посвященной энергетической политике его администрации, он сообщил, что «поручил министерству энергетики приостановить до осени пополнение государственного резерва нефти». «Таким образом мы сможем немного увеличить поставки нефти на внутренний рынок. Даже небольшая прибавка будет ощутима», -- полагает президент. Впрочем, эксперты не уверены, что эти меры помогут Америке -- физического дефицита нефти на рынке нет и так, поэтому увеличение предложения сырья не приведет к увеличению поставок топлива, запасы которого продолжают снижаться. Согласно опубликованным вчера минэнерго США данным, запасы бензина в стране (топливо, находящееся на балансе компаний для дальнейшей реализации) за последнюю неделю сократились на 1,9 млн баррелей и составляют 200,6 млн баррелей.

Обеспечение внутреннего рынка горючим в необходимом количестве накануне начала активного автомобильного сезона, на который приходится пик потребления моторного топлива, -- одна из основных проблем, которую должен решить г-н Буш. Ведь цены на бензин волнуют избирателей практически любой страны. При этом, как показали обнародованные на этой неделе данные опроса общественного мнения, проведенного компанией Gallup по заказу телекомпании CNN и газеты USA Today, деятельность главы государства одобряют лишь 32% американцев, что является рекордно низкой отметкой. Год назад этот показатель находился на уровне 48%. Прежде всего, отмечают исследователи, жители США недовольны политикой своей страны в отношении Ирака. Вторая по значимости проблема -- рост цен на автомобильное топливо. Как заявили 69% опрошенных, они болезненно реагируют на подорожание горючего.

В своих предложениях, направленных на изменение ситуации на рынке, Белый Дом не оригинален -- американцам предлагается переходить на автомобили, работающие на водороде и этаноле, а нефтекомпаниям -- строить новые НПЗ и активнее инвестировать в развитие альтернативных источников энергии, чтобы сбить цены на нефть. Однако в краткосрочной перспективе эти предложения вряд ли изменят ситуацию.

Чтобы насытить рынок нефтью уже сейчас и, как следствие, снизить цены на сырье, г-н Буш намерен временно отказаться от увеличения стратегических резервов. Они были созданы после мирового энергетического кризиса 1970-х годов, и в настоящее время в подземных хранилищах в штатах Луизиана и Техас содержатся около 685 млн баррелей нефти. По словам президента, имеющиеся в стране запасы сырья достаточны, чтобы избежать серьезных перебоев с поставками в течение ближайших нескольких месяцев. В последний раз часть нефти из резерва продавалась на внутреннем рынке в сентябре прошлого года, когда ураганы «Катрина» и «Рита» сделали невозможной добычу в Мексиканском заливе, на шельфе которого производится около четверти потребляемого Америкой нефти. Впрочем, в условиях нынешних цен на сырье, которые вплотную приблизились к 75 долл. за баррель, Америка скорее всего в любом случае временно отказалась бы от дальнейших закупок, которые становятся слишком накладными.

«Президент США стремится успокоить население страны, страдающее от роста цен на топливо, -- говорит директор по развитию нефтетранспортной компании Fearnleys Михаил Перфилов. -- Однако одна из основных причин подорожания нефти состоит в нехватке мощностей для ее переработки в США. Это приводит к сокращению поставок нефтепродуктов, особенно сейчас -- в сезон профилактических ремонтов на НПЗ. Сырья на рынке хватает, и увеличением его поставок реальной проблемы не решить. Надо строить новые заводы и стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке, а не придумывать краткосрочные решения».

Денис РЕБРОВ