|
|
N°184, 08 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Этюд без строительных лесов
Грозный, бывший некогда одним из самых красивых городов Северного Кавказа, лежит в руинах. Некоторые исторические здания когда-нибудь, когда у государства появятся деньги, может быть, восстановят во всем их великолепии. Но президентский дворец, нефтяной институт и другие памятные сооружения, на месте которых красуются заросшие молодой порослью пустыри, придется строить заново. Впрочем, все эти объекты не вошли в федеральную программу восстановления Чечни. Может быть, и правильно, неизвестно ведь, что ждет республику, -- судя по затянувшейся антитеррористической операции, на город вполне могут вновь полететь авиабомбы.
Развалины центра Грозного довольно многолюдны, люди совершенно спокойно передвигаются по городу, спеша по своим делам и не обращая внимания на автоматные очереди, периодически звучащие в разных районах. Разбитые многоэтажные дома, стены которых покорежены пулями и осколками снарядов, смотрят пустыми, без рам, окнами, но на первых этажах кое-где уже открыты булочные, кафе, есть даже фотомастерская с гордым названием «Кодак». Среди пустых окон бросаются в глаза затянутые полиэтиленовой пленкой, где с подоконников свешиваются веревки с бельем, -- здесь живут люди. Особого строительного бума в Грозном не наблюдается: не вздымаются в небо на каждом шагу подъемные краны, не видно и работ по разбору завалов.
Между тем сегодня в столице, да и по всей республике, разворачивает работы созданная этим летом Дирекция по восстановительно-строительным работам в Чечне. Дирекции, а точнее, ее двенадцати подрядным организациям предстоит восстановить более трех тысяч частных домов, муниципальное жилье, водозаборные и канализационные станции, несколько десятков школ, больниц, учебных заведений (сколько точно, не знает пока даже руководитель дирекции Анатолий Попов, так как перечень объектов все время корректируется республиканским правительством). Неповоротливость дирекции не устраивает чеченские власти. «Я недоволен работой дирекции в этом году, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» глава Чечни Ахмад Кадыров, -- ничего не сделано».
При этом само чеченское правительство, благодаря усилиям руководителя Республиканского комитета по бытовому обслуживанию населения Ильи Гаврилова, уже отстроило по всей республике -- в Грозном, Гудермесе, Урус-Мартане и т.д. -- химчистки, бани, прачечные, ателье, бытовые комбинаты. И все это обошлось довольно дешево: г-н Гаврилов использовал кирпич из завалов (в Чечне даже появилась новая профессия -- мойщики кирпича), к тому же все материалы благодаря старым связям он получил в долг, под собственное поручительство и гарантии премьера республики Станислава Ильясова. На бытовых предприятиях, по словам г-на Гаврилова, сегодня работают уже 1390 человек, а прибыль и все налоги идут на восстановительные работы.
Осталось только вернуть в республику людей, чтобы «бытовка» заработала в полную силу, а для этого нужно жилье. Московская же дирекция только начинает строить: сначала она долго организовывала сама себя, потом проводила тендер на подряды, затем все это согласовывалось в Москве, так что деньги из казначейства поступили подрядчикам только в начале сентября. Можно было бы и начать работу, но тут выяснилось, что не везде готовы дефектные ведомости, проектно-сметная документация. Затем грянула американская трагедия, и в Чечне на две недели замерло все движение -- началась операция «стоп-дороги». Сегодня в Грозном полным ходом восстанавливаются медицинский колледж на 2,5 тыс. студентов (в полуразрушенном здании без окон и перегородок сейчас учатся 450 человек), многоэтажки по ул. Карла Либкнехта и пр. Победы, через пару месяцев подрядчики обещают сдать канализационно-насосную станцию, а в октябре -- 750 частных домов.
На прошедшем в Грозном в конце прошлой недели совещании с подрядчиками руководитель дирекции пообещал им, что с начала октября в Чечню начнут поступать заказанные строителями материалы: стекло, шифер, вагонка, сначала по 20--25 вагонов, а к 20 октября -- по 50 вагонов в день. И к этой дате, по словам г-на Попова, «должен наступить перелом, и все подрядчики должны развернуться полностью». В следующем году, предупредил он, «такого количества подрядчиков не будет, на тендере будет учитываться, кто как работал в этом году». Кроме того, г-н Попов потребовал «увеличить количество рабочих вдвое, втрое, если понадобится» (сегодня во всех подрядных организациях работает примерно 4,5 тыс. человек), чтобы ускорить работы.
Подрядчики подняли на совещании несколько вопросов, требующих безотлагательного решения. По их мнению, при разработке федеральной программы по восстановлению Чечни при подсчете затрат на строительство не подумали о том, что разбор завалов и вывоз мусора тоже стоит денег, причем немалых. Г-н Попов пообещал поставить на заседании правительственной комиссии по Чечне вопросы о мусоре, об удорожании восстановительных работ в соответствии с размером разрушения (сегодня 1 кв. м жилплощади оценен в 2340 руб.). По подсчетам строителей, стоимость 1 кв. м жилья, разрушенного до фундамента, с учетом разборки завалов может повыситься до 15 тыс. рублей. Кроме того, сказал г-н Попов корреспонденту газеты «Время новостей», он намерен «поднять вопрос о снижении железнодорожных тарифов на перевозку стройматериалов в Чечню и усилении охраны грузов». Поскольку, по словам г-на Попова, в чеченских строительных организациях (а это девять генподрядчиков из двенадцати) не очень хорошо с техникой, в следующем году предполагается создать что-то вроде передвижной механизированной колонны, которая будет работать на всех объектах на субподряде.
Начав работать в Грозном, правительство республики и руководители дирекции пришли к выводу, что вот так «кусками», не имея общей картины, ничего хорошего не построишь. Поэтому в следующем году предполагается разработать общую концепцию развития республики.
Станислав Ильясов, впрочем, считает, что московская дирекция «стоит дорого, а работает медленно». Если дирекция не хочет переезжать в Грозный, то логичнее, по его мнению, было бы вообще передать полномочия гензаказчика республиканскому правительству, и «тогда не надо будет каждую бумажку утрясать через Москву». Передача функций дирекции правительству Чечни, уверен г-н Ильясов, позволит значительно ускорить восстановительные работы, так как «на месте лучше видно, что и где строить». При этом, считает чеченский премьер, на строительстве будут работать только местные рабочие и, главное, все налоги останутся в Чечне, а не уйдут в Москву.
Но ведь все местные налоги стройфирмы и так платят, к тому же девять из них -- только чеченские. Да и работают на объектах чеченцы. Кстати, тут возникает еще одна очень важная проблема, о которой говорили все строители, -- операции «стоп-колеса». На объектах работают жители многих чеченских сел и городов, и порой из-за блокирования дорог они не могут добраться до рабочего места. Или выехать домой, к примеру, из Грозного. Точно так же неразрешимой проблемой иногда становится доставка техники с одного объекта на другой. А случается, как рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» заместитель гендиректора фирмы «Интербизнес» Гелихан Курбанов, что омоновцы в поисках «неизвестно чего» ломают технику. По его словам, после терактов в США «на одном КПП разломали подъемный кран и бульдозер». «Искали что-то, не знаю что, -- сказал г-н Курбанов. -- Они же ничего не говорят. Даже пожаловаться некому, в масках все, а номера у бэтээров замазаны грязью».
По словам руководителя дирекции, он собирается «ставить вопрос, чтобы ФСБ ввели для строителей специальные пропуска».
В Чечню уже приезжала специальная комиссия Генштаба, чтобы разобраться с КПП в республике. Работа их закончилась трагически -- вертолет со всей комиссией был сбит над площадью Минутка в Грозном (теперь полеты вертолетов над городом запрещены). Г-н Кадыров сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что ему «неизвестно, к каким выводам пришла комиссия». На территории Чечни столько КПП, что никто точно не знает их числа. Корреспондент газеты «Время новостей» попытался подсчитать, сколько их на пути от пограничного пункта «Кавказ-1» до столицы, но сбился на девятом.
Погибшая комиссия, по сведениям из конфиденциальных источников, пришла к выводу, что на равнинной части Чечни количество КПП надо резко уменьшить, а в горах, где как раз и находится большинство боевиков, наоборот, увеличить. В Грозном между тем ходят слухи, что вертолет подбил кто-то из своих, не пожелавших расставаться с родным КПП -- верной кормушкой (проход одного человека, в зависимости от близости к Грозному, стоит от 50 до 100 рублей).
В общем, количество КПП в Чечне, по всей видимости, скоро будет уменьшено. Если же удастся утрясти с федеральным центром и другие проблемы, то процесс восстановления республики заметно оживится. Только, может быть, следует прислушаться к мнению строителей, которым действительно трудновато решать все вопросы через Москву. «Надо бы сформировать в Грозном местную дирекцию, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» замначальника департамента строительства по Чечне фирмы «Балкарстрой» Хамзат Каригов, -- пусть в нем московское контрольно-ревизионное управление следит за деньгами. Создали бы центр технической обработки документов с компьютерами, специалистами по их составлению, а то у нас даже пишущей машинки нет. Телефонов тоже нет».
Кроме того, считает г-н Каригов, крупные генподрядчики дирекции должны в первую очередь восстанавливать предприятия стройиндустрии, чтобы иметь «свои дешевые стройматериалы, а не возить их втридорога». А другой, не пожелавший назваться строитель сказал, что «большим фирмам надо бы отдать правительственные здания, всякие там гостиницы, театры» (о чем, кстати, в программе восстановления вообще речи нет), многоэтажное муниципальное жилье. А частные дома или, например не слишком объемный ремонт тех же школ, больниц, по его мнению, «вполне можно было бы отдать на откуп мелким фирмам или правительству Чечни».
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ, Грозный-Москва