|
|
N°74, 27 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Семейная комедия братьев Пресняковых
Братья Пресняковы, Олег и Владимир, филологи из Екатеринбурга, пишут пьесы, которые ставят по всему миру. Возможно, на сегодняшний день они самые модные отечественные драматурги. Одна из их пьес, «Изображая жертву», в постановке не менее модного режиссера Кирилла Серебренникова, уже более года идет на Малой сцене МХТ имени Чехова, собирая полный зал зрителей, готовых ужасаться как перипетиям этой черной комедии, так и ненормативной лексике, обнаженным телам актеров, очень натуралистично имитирующих половой акт, интермедиям, в которых двое крупных мужчин изображают пловчих-синхронисток, а замечательная актриса Алла Покровская играет роль «пожилой японки с судьбой»...
Вдохновленный успехом спектакля, Кирилл Серебренников решил снять кино по сюжету пьесы Пресняковых, причем поставил себе целью не повторять спектакль и даже актеров взял совсем других. Так, например, роль Аллы Покровской в кино сыграла Лия Ахеджакова, которая впервые в жизни сама спела в нем трогательный романс про любовь японки и британского матроса. Фильм «Изображая жертву» уже готов, он примет участие в конкурсе сочинского «Кинотавра» и после этого в начале июня выйдет в прокат. Произвела фильм кинокомпания «Новые люди», задумавшая создать цикл картин под общим девизом «Герой нового времени». «Изображая жертву» -- первая ласточка этого проекта.
С Олегом и Владимиром ПРЕСНЯКОВЫМИ встретилась Тамара МАРТЫНОВА.
-- Скажите, пожалуйста, почему возникла идея экранизировать эту историю? Может, вам или режиссеру показалось, что в сценической постановке есть какая-то недосказанность?
Владимир: -- Вообще Кирилл наш третий брат. Об этом просто мало кто знает. На самом деле мы родственники.
-- Это шутка?
Олег: -- Нас объединяют действительно родственные отношения. К книжке наших пьес, которую мы недавно выпустили, Кирилл написал предисловие, которое так и озаглавил: «Про родственников». Мы надеемся, что эта связь ощущается и в том, что мы делаем творчески. И у нас давно была идея чисто по-семейному снять добрый фильм для всей семьи, чтобы его могли пойти посмотреть и взрослые, и дети. И мы давно хотели сделать из пьесы «Изображая жертву» кино, потому что там рассказывается довольно интересная история.
Фильм несколько отличается от пьесы. В кино -- другой язык, другие исполнители, дописаны новые сцены. Но, конечно, основные персонажи, идеи, диалоги естественным образом перешли в картину. Нам кажется, она должна заинтересовать тех, кто стремится понять современное поколение молодых: чем они живут, о чем думают... И так как наша пьеса переведена на разные языки и идет в ряде европейских стран, то, похоже, эта тема волнует многих людей в мире.
-- Насчет того, что фильм смогут смотреть и дети, это тоже шутка? Как быть, например, с монологом капитана милиции, в котором 85 раз повторяются слова, скажем так, нелитературные? Этот монолог эпатирует даже некоторых взрослых, приходящих на спектакль «Изображая жертву»...
Олег: -- Насколько правомерно использование ненормативной лексики в произведениях искусства -- это предмет эстетической, художественной, социологической дискуссий. Впрочем, мы наблюдаем, как Россия становится частью европейского, мирового пространства. Не только экономического, но и культурного, пожалуй. А это значит, что раскрепощается и сфера языка. Понятно, что есть вещи, которые человек, получивший определенное воспитание, никогда не примет. С другой стороны, было любопытно наблюдать, как идет пьеса на сцене Московского художественного театра. Спектакль смотрят люди разных возрастов, и все они в основном понимают, что в монологе капитана, этом его эмоциональном выплеске, реализовано восприятие нашего времени. И реализовано именно на том языке, на котором может думать этот персонаж, для него он вполне естественен. Нам кажется, что герой говорит так, как должен говорить в художественном произведении. В этом смысле будущий фильм, наверное, для самой широкой аудитории.
Владимир: -- Лично я считаю, что сказал правду. Потому что монолог капитана -- это настоящий джаз, песня. Ну а джаз очень полезен детям.
-- В вашей пьесе главному герою Валентину является призрак умершего отца и обвиняет в своей смерти своего родного брата. Зачем нужно было перекраивать шекспировский сюжет на современный лад?
Владимир: -- Насколько я понял, в России многие люди ищут мотив «Гамлета». И поскольку у них очень большое желание его найти, они могут увидеть его и в нашей пьесе, и в этом фильме.
Олег: -- Есть начитанные люди, внимательно относящиеся к истории литературы, театра. И Кирилл из их числа. А все остальные сегодня не имеют ни времени, ни желания искать реминисценции, аллюзии с классикой. Они воспринимают рассказанную им историю без всяких потайных смыслов -- просто как современную.
-- Вы и сами снялись в картине?
Олег: -- Мы играем в фильме, можно сказать, эпизод. Но нам это было интересно. Благодаря языку кино, мы смогли немножко раздвинуть границы собственного произведения и пожить в нем внутри. Вот у нас такой эксперимент.
Владимир: -- Мы играем второстепенных персонажей. Главный герой совершил нечто плохое. И он рассказывает, как конкретно это сделал. То есть идет следственный эксперимент. А мы на нем изображаем жертв.
-- А почему вы решили сохранить для фильма название пьесы? Может, стоило поискать другие варианты?
Владимир: -- Других вариантов не было. Ни тогда, когда мы писали пьесу, ни позже для кино. И вообще, вначале у нас родилось название, а уж потом появился текст. Знаете, так бывает, называете кого-то одним именем, и другое ему уже не подходит. Вот и в нашем случае название прикрепилось, и настолько точное, что иное придумывать не нужно. Кстати, такой оборот сейчас моден. Например, недавно вышел компакт-диск «Изображая ангела» группы «Депеш мод». Интересное в общем-то словосочетание. А «изображая жертву» необязательно что-то жуткое. Это может быть все, что угодно.
Олег: -- К сожалению или к счастью, мы используем одни и те же слова для разных понятий -- таков русский язык. Да, собственно, таковы, наверное, все языки мира. Но суть человеческого восприятия состоит в том, что каждый человек вдумывается в смысл, в контекст и извлекает то, что ему кажется наиболее верным, подходящим. Мы думаем, что «изображая жертву» -- как раз то, что передает смысл нашей пьесы. Да и в фильме это основная мысль, характеризующая главного героя, который нашел для себя любопытную нишу существования -- изображать жертв. В чем-то это такая экзистенциальная судьба человеческая.
-- Вы считаете, что это характерно для нашего времени: скрывать свое истинное лицо, что-то из себя изображать?
Олег: -- Мы так не думаем. И нам не кажется, что в мире все что-то изображают. Есть человек, и есть какой-то его путь, прочерченный ему внутренним настроем и внутренними обязательствами. Каждый для себя сам определяет и объясняет, как он проводит время на этом пути.
«Изображая жертву» -- для нас светлый текст. Потому что в нем не очерняется человек. Есть попытка разобраться в том, что с ним происходит. Попытка художественная, не огрубленная, она не разрушает границу между искусством и жизнью. Есть дистанция, которая создает человеку условия для того, чтобы подумать, извлечь что-то из этого опыта. И наверное, он становится счастливым именно тогда, когда извлекает смысл, понимает, зачем он здесь. Так было всегда. Поэтому мне кажется, что любое произведение искусства не против жизни, оно -- за жизнь. И в этом плане оно светлое.
-- То есть вы не считаете, что сегодня мы паскудно живем?
Владимир: -- Нет, мы так не считаем. Живут все очень хорошо. Можно снимать фильмы, ходить в кино. Для этого пишутся сценарии...
-- И какая это у вас по счету работа в кино?
Владимир: -- Вторая. Первую картину по нашему сценарию снимал тоже Кирилл. Называлась она «Постельные сцены».
-- Ну и названия же у вас! А как бы вы определили жанр фильма «Изображая жертву»?
Владимир: -- Семейная комедия.
Олег: -- Вы думаете, что я скажу что-то другое? Я согласен -- это комедия.
|