|
|
N°74, 27 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Легковушка с вертикальным взлетом
Волжский автозавод становится оборонным предприятием
Предприятия оборонно-промышленного комплекса будут поставщиками комплектующих для продукции «АвтоВАЗа». Само предприятие может стать получателем государственного оборонного заказа. А для усиления контроля за качеством автомобилей на крупнейшем автозаводе Восточной Европы, возможно, будет введена военная приемка. Таковы первые результаты передачи Волжского автомобильного завода под крыло "Рособоронэкспорта".
Первый шаг, по выражению Владимира Путина (правда, сказанному по другому поводу), к «слиянию в экстазе» оборонно-промышленного комплекса и автомобилестроения сделан на только что завершившейся в Тольятти всероссийской конференции «Предприятия оборонно-промышленного комплекса -- для «АвтоВАЗа».
В Тольятти приехали 235 представителей 118 компаний, производящих продукцию оборонного назначения. Кстати, 19 из них уже сотрудничает с «АвтоВАЗом». А организовали знаковое мероприятие руководители Федеральной службы по государственному оборонному заказу Андрей Бельянинов и новый президент автогиганта, он же генеральный директор Игорь Есиповский. Оба вышли из одной «шинели» -- Федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт».
И тот и другой полагают: нелогично, что автозавод, дающий 2% бюджета страны, выпускающий каждые 22 секунды по автомобилю, вовсе не имеет государственного оборонного заказа. Нелогично и другое: средоточие высоких технологий, коим является российский оборонно-промышленный комплекс, находится далеко в стороне от остро нуждающегося в ноу-хау российского автопрома. Почему, делая лучшие в мире ракеты, россияне клепают вместо машин громыхающие таратайки?
Тольяттинцы уже посчитали: оборонка может осчастливить их, например, подвесной системой, приборами, электромеханическими и навигационными системами, кондиционером, подушками безопасности и даже автоматической коробкой передач, которой до сих пор не было на отечественных авто. Всем этим богатством автомобилисты рассчитывают оснастить новый модельный ряд, к которому относят прежде всего новые бренды -- «Калину» и «Приору», под сборку которых полтора года назад в Тольятти открыт новый гигантский цех, внешне отдающий европейским лоском. ВАЗ рассчитывает и на то, что в новых условиях удастся уйти от услуг монополистов, меньше комплектующих закупать за рубежом.
Распределение затрат производителей и поставщиков планируется в пропорции "половина на половину", причем центр тяжести будет постепенно переноситься на вторых. Затраты предполагается значительно уменьшить за счет перехода к модульным системам и конструкциям. Правда, сами оборонщики пока раздумывают, насколько удобны для них эти модульные конструкции, требующие помимо прочего особенного подхода к логистике.
Но главная дума «генералов от ОПК» -- как параллельно с основным производством оружия или военной техники изготавливать для автопрома какие-нибудь резиновые прокладки, винты или шайбы количеством до 500 тыс. комплектов в год. Оборонка и в лучшие годы не была массовым производством, тем более теперь. Но уже в ходе нынешней конференции представители оборонно-промышленного комплекса постепенно склонялись к тому, что альянс с автопромом -- дело стоящее. Многие надеются, что через произведенную вместе с автомобилестроителями продукцию широкого потребления пойдет реклама оборонных предприятий, вследствие чего найдутся новые заказчики со стороны.
Но не все так просто. В последние годы доля российских автомобилей внутри страны уменьшилась с 50 до 40%, отечественный автопром теснят все, кому не лень, включая китайцев. Руководство «АвтоВАЗа» выход видит в повышении качества продукции, чего жестко требует и от поставщиков. Все они разделены на три категории: отличный, надежный, ненадежный. Работу с новым продуктовым рядом будут доверять лишь первым. Забракованная продукция теперь будет уничтожаться непосредственно на «АвтоВАЗе», чтобы она не попадала на вторичный рынок. «Альянс с военными, -- говорит Игорь Есиповский, -- не означает отказ от гражданских поставщиков. Лучшие будут определены в результате тендеров».
Если альянс оборонщиков и автомобилестроителей окажется удачным, он может иметь продолжение в виде размещения на «АвтоВАЗе» гособоронзаказа. Тогда рядом с цехом по сборке «Калины» появится еще один, с конвейера которого будут сходить какие-нибудь командирские бронированные автомобили или машины управления. Глава Федеральной службы по государственному оборонному заказу Андрей Бельянинов допускает, что небольшие суммы государственного оборонного заказа, возможно, поступят на «АвтоВАЗ» уже в следующем году. А вместе с ним на автогигант автоматически придет и военная приемка.
Николай ПОРОСКОВ, Тольятти--Москва