|
|
N°184, 08 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бизнес на словах
Российский рынок телекоммуникаций приносит сверхприбыли одним компаниям и убытки другим. Итоги прошедших девяти месяцев нынешнего года дают основания одной из них -- «Роснету» -- рассчитывать на двукратное увеличение как доходов, так и прибыли в 2001 году, уверен директор по экономике и планированию «Российской телекоммуникационной сети» Александр ГОНЧАРЕНКО. Он рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Роману ДОРОХОВУ о том, как «Роснет» зарабатывает на естественной потребности людей и корпораций в общении и обмене информации.
-- Российский рынок телекоммуникаций, как и мировой, весьма перспективен. Своеобразие отечественных телекоммуникаций заключается в значительном присутствии в отрасли государства. Сейчас на рынке происходит объединение региональных компаний, входящих в состав «Связьинвеста». Так что речь идет о его мини-переделе. В том числе между монополистом дальней связи «Ростелекомом» и местными операторами. Местная связь дотируется сегодня за счет других, более доходных услуг: междугородной и международной связи, передачи данных. Но, как заявляют в Минсвязи, через несколько лет перекрестное субсидирование услуг будет ликвидировано и за местную связь надо будет платить. Реструктуризация «Связьинвеста» проходит на фоне усиления альтернативных операторов, которое началось уже давно. Впрочем, эти процессы не связаны между собой.
-- Сеть «Роснет» работает на федеральном уровне. Насколько важны для вас регионы?
-- Маркетинговые исследования показывают, что провинция приносит все большую долю доходов. Если раньше в структуре доходов на Москву приходилось 90%, то сегодня уже 70%, а в следующем году будет где-то 60%. Но 50 на 50 будет нескоро. Сегодня Москва выступает как испытательный полигон новых технологий, услуг. В столице Интернет, передача данных, корпоративные сети относительно обкатаны и большинство желающих уже подключились. Тут идет напряженная борьба за новых абонентов. В регионах же ситуация совсем иная. Там даже у способных платить клиентов нет возможности подключения -- отсутствуют необходимая инфраструктура и операторы. Региональным компаниям приходится либо тратить большие деньги на спутниковые каналы связи, либо просто ждать. Мы чувствуем это, когда приходим в новые регионы. В некоторых из них есть всего один альтернативный оператор, у которого цены на порядок выше рыночных. И когда приходит еще один, клиенты с удовольствием переходят к нему.
-- С кем «Роснет» конкурирует и с кем развивает партнерские отношения?
-- Мы имеем лицензию на работу в большинстве российских регионов, в которых проживает около 80% населения страны. Среди наших основных конкурентов на федеральном уровне можно упомянуть Golden Telecom, Comincom-Kombellga и «Глобал Один». Хотя часто с этими компании нас связывают партнерские отношения. Мы арендуем каналы связи у всех российских поставщиков -- «Ростелекома», «Транстелекома», «Энифкома» («дочка» РАО «ЕЭС России», в число акционеров которой мы тоже входим). И в этом смысле ситуация для нас очень благоприятна, потому что у нас всегда есть выбор. Таких операторов, как «Роснет», можно пересчитать по пальцам, спрос на каналы связи невелик. Поэтому почти всегда есть выбор.
Наши основные конкуренты -- транснациональные компании, которые характеризуются высокими (для России) тарифами. Да, у них качественные услуги и отработанные схемы работы с клиентами. Но на них работает очень большая и высокооплачиваемая инфраструктура, состоящая, как правило, из западных специалистов. Кроме того, они вложили огромные деньги в телекоммуникационную инфраструктуру, и теперь инвесторы и акционеры требуют возврата средств, что вполне естественно. Мы же финансируемся только за счет собственных средств и этим отличаемся от таких монстров, как «Глобал Один» или Golden Telecom. Мы изучаем спрос на услуги, и только после того, как убедимся, что услуга «пойдет», что знаем, как ее предлагать, мы вкладываем свои собственные средства. Кроме того, транснациональные операторы не знают особенностей ведения бизнеса в нашей стране, и им очень сложно найти общий язык с местными администрациями. Не принимая в расчет российскую специфику, очень сложно вести обкатанные на Западе маркетинговые программы.
-- Но Golden Telecom привлек в качестве партнера российскую «Альфа-Групп». И как декларировалось, именно для экспансии в регионы.
-- Конечно, «Альфа» может где-то пролоббировать, может что-то профинансировать, но она не изменит политику и стратегию компании. Она не обучит работников. «Альфа-Групп» не собирается участвовать в повседневной работе компании, а эти знания и навыки нужны именно в оперативной работе с клиентами, общении с потенциальными партнерами и т.д. А нам в этом отношении проще.
-- Многие аналитики считают, что сейчас шансы на выживание выше у крупных операторов. Планирует ли «Роснет» объединяться с другими игроками рынка?
-- У нас есть планы слияния с региональными операторами. Если местный оператор работает на одном с нами рынке, то союз с ним кажется нам естественным. Прорабатываются альянсы с несколькими компаниями -- именно альянсы, а не купля-продажа. Но говорить об этом преждевременно.
ОАО «Российская телекоммуникационная сеть» владеет сетью передачи данных общего пользования «Роснет» (представлена в 49 регионах России). Компания имеет лицензии Минсвязи на предоставление всего спектра услуг местной, междугородной и международной телефонной связи и передачи данных (включая доступ в Интернет). Одно из приоритетных направлений деятельности компании -- построение корпоративных сетей с подключением к собственной сети, а также построение корпоративных сетей на базе сети «Роснета». Среди наиболее крупных пользователей сети -- Центральный банк, Сберегательный банк, Государственный таможенный комитет, Пенсионный фонд.
Основными акционерами «Российской телекоммуникационной сети» являются российские юридические и физические лица, владеющие пакетами меньше контрольного. В число акционеров входит один иностранный портфельный инвестор, его доля не превышает 12%.
Объем продаж компании в 2000 году составил 21,11 млн, чистая прибыль -- 1,4 млн долл. Ежегодные инвестиции в развитие сети -- 3--5 млн долл. (без учета спецпроектов).
Беседовал Роман ДОРОХОВ