|
|
N°73, 26 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все на выход!
Международный квартет Pago Libre завершил гастроли по России
Все российские выступления квартета Pago Libre -- и в Петербурге (один -- в рамках вполне академического фестиваля «Крещендо»), и на джазовых «Апрельских тезисах» в Архангельске, и в Московском Доме музыки прошли с огромным успехом и настоящими аншлагами. Более того: давно на концерте новой музыки в столице (в филармоническом зале, а не в специально отведенном для этого месте, вроде центра «Дом») не чувствовалось такого неподдельного энтузиазма, причем обоюдного -- и артистов, и публики.
Квартет Pago Libre возник 16 лет назад как интернациональный проект живущего в Швейцарии пианиста и композитора ирландско-немецкого происхождения Джона Вулфа Бреннана. Название, похожее на идиому на каком-нибудь романском языке, на самом деле не более чем первые слоги фамилий участников первого состава. Но теперь Pago Libre фактически сборная команда новоджазовых музыкантов из немецкоязычных стран, особенно если учесть, что наш любимец валторнист Аркадий Шилклопер уже несколько лет живет в Вуппертале (Германия), а скрипач Чо Тайссинг и контрабасист Георг Брайншмид -- оркестранты «Венской Фольскопер», почти что на досуге занимающиеся джазом.
Квартет лишь однажды выступал в Москве -- ровно десять лет назад на фестивале «Альтернатива», но все его участники приезжали к нам и по отдельности. Если пять предыдущих дисков и концертных программ звучали как результат совместной деятельности всего квартета, то новый проект Stepping Out (что-то вроде «Все на выход») больше выявляет их творческие индивидуальности. Хотя, конечно, первым среди равных остается Бреннан, занимавшийся композицией в том числе и у классика нашего авангарда Эдисона Денисова, и у легендарного кинокомпозитора Эннио Морриконе.
В принципе новая программа -- это продолжение все того же евроджаза -- без блюзовых нот, афроамериканской экспрессии и того, что называется straight ahead, то есть четко очерченного деления на тему--импровизации--тему. Вообще без всяких признаков джазового мейнстрима. В квартете принципиально нет ни ударных, ни каких-либо намеков на классический джазовый репертуар (у Тайссинга один раз проскальзывает эллингтоновский «Караван», но только в почти пародийном контексте). А так -- Шилклопер однажды вспоминает «Танец с саблями», а Брайншмид к месту цитирует (при помощи сложнейшего пиццикато левой рукой!) Первый концерт Чайковского, и на бис все играют его же польку, естественно, с аллюзиями к Иоганну Штраусу.
Полька вместо блюзового риффа -- это в духе евроджаза. Так же как трехметровый альпийский рог Шилклопера, как модный балканский фольклор или подготовленный рояль в духе авангардиста Джона Кейджа и постмодерниста Стивена Скотта.
Быть может, было чуть больше, чем надо захватывающих дух, но в нескромных количествах суховато-виртуозных унисонов. Особенно в номерах из старых программ, заставляющих вспомнить, представьте себе, Квартет на конец времени Оливье Мессиана. Но зато была и ретроскрипка Тайссинга, и почти физиологическое двухголосие альпийского рога, и нарочито театральные паузы. Быть может, чуть-чуть переборщили с дадаистским юмором (влияние литературных пристрастий Бреннана) из разряда «музыканты улыбаются» (та же полька Брайншмида и новый саундтрек к хоррору Хичкока).
Но публика это любит. И даже готова под маркой джаза в интерпретации международного квартета любить если не Кейджа и Денисова, то нечто в духе Прокофьева, Бартока и... собственно Pago Libre.
Дмитрий УХОВ