|
|
N°73, 26 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Карманный суверенитет
0бъединенные на референдумах российские регионы не хотят объединять бюджеты
На прошедшем в Совете Федерации заседании «круглого стола», посвященном «совершенствованию межбюджетных отношений в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов», оптимистичнее всех был настроен заместитель министра финансов России Антон Силуанов. Он рассказал, что, по подсчетам Минфина, в 2005 году доходы субъектов федерации оставались устойчивыми, а темпы роста реальных доходов населения российских регионов составили 11--13%.
Профицит консолидированного бюджета России в 2005 году, по словам г-на Силуанова, составил 57 млрд руб., тогда как в 2004 году он составлял 39,9 млрд руб. «При этом профицит регионов-доноров сложился в 2005 году в сумме 81 млрд руб. Дефицит бюджета наблюдался в основном в регионах-«середняках»: в прошлом году он составил в общей сложности 24 млрд руб.», -- добавил г-н Силуанов. Сенаторы, правда, возразили заместителю министра, что считать общий профицит регионов не совсем корректно -- как правило, большую часть этой цифры дают Москва, Санкт-Петербург и нефтедобывающие субъекты федерации.
«В 2005 году доходы субъектов федерации оставались устойчивыми, по факту они составили 2 трлн 940 млрд руб. при плане на 2005 год 2,7 трлн руб.», -- сообщил Антон Силуанов. По его словам, темпы роста расходов в 2005 году составили 12,2%, что выше, чем в предыдущие годы. Темпы роста реальных доходов населения субъектов федерации в 2005 году составили 11--13%. Анализируя финансовую ситуацию в регионах, заместитель министра финансов уточнил, что доходы регионов увеличиваются и растут быстрее, чем темпы инфляции: «В последние годы даже наметилась устойчивая тенденция снижения кредиторской задолженности в регионах, субъекты устойчиво развиваются, а финансовые показатели устойчиво улучшаются».
Выяснилось, что Минфин не поддерживает идею введения в хронически дотационных регионах, основу бюджета которых составляют федеральные деньги, временной администрации. Как известно, главным сторонником этой идеи является полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Такая мера, по мнению г-на Силуанова, не решит проблему дотационности и не создаст дополнительных источников доходов. Временная администрация в состоянии только оценить качество финансового менеджмента, полагает замминистра.
При этом регионы с неэффективным менеджментом Минфин предлагает наказывать через механизм социального софинансирования, т.е. распределения финансовой ответственности по социальным статьям регионального бюджета между регионом и федеральным центром: «Если регион не выполняет требования закона по предельной зарплате, по долгу и дефициту бюджета, то можно приостановить софинансирование социальных расходов».
Представители северных регионов попросили Министерство финансов оставить в бюджете отдельные строки для всех субъектов федерации, объединившихся после референдума в один. И отдельно финансировать «единицы с особым статусом» (напомним, что по истечении трех лет после объединения бюджет у нового образования должен стать общим). Г-н Силуанов спросил у представителей регионов, зачем же они объединялись, если не хотят создавать общий бюджет, и предложил некоторое время не изменять законодательство. В частности, это коснется и налоговой базы регионов: «Мы не намерены изменять налоговое законодательство и не предлагаем менять систему расходных обязательств и полномочий».
Теперь, по новому плану Министерства финансов, финансовое состояние высокодотационных субъектов федерации будет проверяться Счетной палатой. По словам заместителя министра, речь идет об аудите правильности расходования федеральных средств, которые выделяются высокодотационным субъектам. А по итогам года в правительстве планируется создать специальный фонд, средства из которого будут направляться для поощрения регионов, лучше всех выполнивших свои финансовые обязательства.
Уже вслед ушедшему Антону Силуанову сенаторы и представители регионов жаловались на невнимание к себе Министерства финансов, на искажение реальной финансовой картины в регионах и подписывали рекомендации. Президента участники «круглого стола» попросили включить обсуждаемую тему в повестку заседаний Госсовета, а Федеральное Собрание -- привлекать к обсуждению бюджета на последующие годы региональных представителей и не допускать законодательного сокращения налоговой базы субъектов. Напоследок комитету Совета Федерации по делам федерации поручили «обобщить предложения участников и направить в соответствующие органы государственной власти».
Дарья ГУСЕВА