|
|
N°71, 24 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мертвая река
Бесконтрольный водозабор привел к обмелению Иордана
Если бы Иисус явился в наш мир не две с лишним тысячи лет назад, а сейчас, то Иоанну пришлось бы выбрать для крещения Спасителя не реку Иордан, а какой-нибудь другой ближневосточный водоем. Знаменитая река ныне практически пересохла. Сегодня Иордан больше похож на сточную канаву, заявили накануне Пасхи в международной экологической организации «Друзья Земли», сообщает агентство AP.
О том, что Иордан умирает, экологи говорят уже много лет подряд, однако остановить обмеление реки пока не удается. Сейчас поступление воды в реку снизилось на 97%. Если бы что-то подобное случилось, например, с Москвой-рекой, то между высокими гранитными набережными по дну пересохшего русла тек бы мелкий грязный ручеек. Нечто подобное сейчас происходит и с Иорданом, святой рекой трех религий.
Главной причиной обмеления стал неконтролируемый рост потребления воды из Галилейского моря -- озера, откуда вытекает нижний Иордан, впадающий в соленое Мертвое море. Отсюда берется питьевая вода для всего Израиля, кроме того, озеро питает оросительные системы на севере страны. Кроме того, река сильно загрязнена неочищенными стоками. Обмеление Иордана привело и к падению уровня Мертвого моря. Еще одной угрозой стали плотины, возведенные на левом притоке Иордана реке Ярмук. Из-за этого большая часть стока аккумулируется в водохранилищах и не поступает в святую реку. На Ярмуке планируется построить очередную дамбу, которая может едва ли не полностью осушить этот приток.
Судьба Нижнего Иордана серьезно беспокоит местных жителей и может объединить даже недолюбливающих друг друга евреев и арабов. В прошлый четверг на реке произошла встреча двух мэров израильских городов и градоначальника иорданского города Муаз - бин - Джабал Махмуда Абуджабера. Последний, пересекший границу на желтой байдарке (один берег реки принадлежит Иордании, другой находится под контролем Израиля), призвал прекратить сброс канализационных стоков в реку, а также увеличить сброс воды. Кроме того, представители экологов призвали внести Иордан в список мирового наследия ЮНЕСКО, надеясь на то, что авторитет этой уважаемой организации заставит власти обратить внимание на судьбу умирающей реки.
Судьба Иордана, увы, не уникальна. Очень многие реки мира в последние века и десятилетия становятся менее полноводными -- частично из-за изменения климата, частью из-за бурной хозяйственной деятельности человека. И если в богатой пресной водой зоне умеренного климата мы пока при всем своем желании не способны заметно осушить руки и озера, то в более жарких и безлесных районах Ближнего Востока, Средней и Центральной Азии, юга России растущий водозабор создает существенные проблемы. Так, по подсчетам гидрологов, сделанным в 90-х годах прошлого века, в результате хозяйственной деятельности годовой сток Волги уменьшился всего на 10%, тогда как на юге страны для орошения, водоснабжения и на промышленные нужды из некоторых рек забирали почти половину воды. Годовой сток Дона, Кубани, Терека упал тогда на 25--40%.
Еще хуже ситуация в густонаселенных, но бедных водой районах Азии. Амударья и Сырдарья практически полностью разбираются оросительными системами среднеазиатских стран, в результате чего Аральское море превратилось в два небольших мелких водоема. В Китае отмечается резкое обмеление Хуанхэ, река Инд, протекающая через засушливые районы Пакистана, потеряла две трети годового стока. Исследователи даже предполагают, что дефицит питьевой воды в ближайшем будущем может привести к вооруженным конфликтам между государствами (подробнее об этом см. во «Времени новостей» от 6 марта 2004 года). Недаром вопрос об использовании водных ресурсов был включен в мирный договор 1994 года между Израилем и Иорданией. Однако этот документ пока не смог остановить обмеление Иордана и Мертвого моря.
Владимир ДЗАГУТО