|
|
N°72, 25 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И ставит, и ставит им градусники...
Доктор архитектуры Норман Фостер приехал в Москву
Пэр, «лорд берега Темзы», лауреат всех крупнейших международных архитектурных премий, автор гигантских архобъектов по всему миру, Норман Фостер воплощает собой понятие «архитектурное здоровье». Вот существуют зодчие романтического склада мысли. И постройки их, как автопортрет чахоточного гения с горящими глазами: изломанные, истеричные, раненые, часто нарушающие все табу и нормы вкуса. Вечно эти постройки со средой ссорятся, а в контексте города воспринимаются юродивыми, не от мира сего блаженными. В российские Средние века примером такой «не от мира сего» архитектуры может служить собор с символическим в данном случае названием -- храм Василия Блаженного, а в европейское новое время -- изрубцованное, истерзанное тело архитектуры Даниэля Либескинда (Еврейский музей в Берлине).
Противоположный тип сознания зодчего -- прагматик. Творческая судьба прагматиков чаще всего образцова: все им удается -- и награды насобирать, и проекты самые амбициозные реализовать, и подать себя так, чтобы каждое оброненное слово в блокнот под грифом «нтл», «нетленка», записывали. Творчество таких мэтров необходимо, как прочистка мозгов от слишком заумных и завиральных идей романтиков или (и) грязи и сора архитектурных «текстов», сочиненных халтурщиками, бездарями и неучами. Сами понимаете, что для России визит лорда Фостера, состоявшийся по инициативе и при подготовке пиар-агентства «Марка face fashion», минкульта и ФАКиК, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, при спонсорстве Access Industries, ценен вдвойне. В Светлое пасхальное воскресенье лорд «берега Темзы» прочитал на новой артплощадке «Винзавод» (см. «Время новостей» от 24 апреля) лекцию. Сегодня в ГМИИ имени Пушкина открывается его большая персональная выставка.
Качество подготовки и лекции, и выставки неминуемо заставили обратиться к врачебной лексике. Для нашего антисанитарного уровня архитектурной жизни это одновременно прививка, гигиена, профилактика. Путешествующая по миру и постоянно прирастающая новыми проектами экспозиция (в России ее куратором стал Иосиф Бакштейн) сделана безупречно и для профессионалов (развернутые экспликации, отличного качества материалы, правильный свет), и для неофитов (вместо планшетов с малопонятными чертежами и разрезами -- занимательные и красивые макеты). На лекцию пришло около двух тысяч человек, в основном студенты МАРХИ. Лекция стала такой же образцово-показательной и простой, как стиль творчества лорда Фостера. Он упаковал главные свои объекты в четыре идеологемы, назвал упаковку «Каталогом». Тема -- диалог с историей. Идеологемы элементарны: восстановление, контекст, преобразование, плотность. «Восстановление» -- это, конечно же, перестройка Рейхстага в Берлине: возвращение ему первоначального образа и функций и одновременно корректировка символического имиджа: надстроенный стеклянный купол со спиральным обходом стал символом новой демократии, где люди буквально взирают на политиков сверху вниз (под куполом -- зал заседаний правительства). В контекстуальный раздел попал Лондон с его Британским музеем. Фостер придумал новый стеклянный свод, обнимающий, связывающий воедино множество восстановленных в исторической значимости пространств. Библиотека Свободного университета в Берлине стала примером преобразования естественной воздушной и световой энергии в экономичный и правильный архитектурный модуль -- двухслойный купол-обшивку с каркасом из водопроводных труб. За тему «плотность по вертикали» отвечают, понятно, многочисленные фирменные башни Фостера, как то знаменитая Свис-Ре в Лондоне или новый проект для московского «Сити» -- башня «Россия». Башни Фостера это не шприцы, колющие тело города, а именно что градусники -- индикатор здоровья пациента. Они все гармонизированы с городской средой, они все устроены по принципу максимального энергосбережения и соответствия высочайшим требованиям экологии. Например, зеленая башня Свис-Ре имеет сужающуюся вверху и внизу аэродинамическую форму. Форма способствует естественной вентиляции сквозь спиральный атриум. Встроенные в спираль атриума зеленые сады образуют легкие здания. С каждым зданием лорд Фостер действительно возится как доктор с пациентом: заботится о правильном режиме питания и дыхания (в том же Рейхстаге работает собственная энергетическая установка), о температурном режиме (в любимых им стеклянных оболочках установлены своеобразные экраны -- ширмы, движущиеся за солнцем и поддерживающие наиболее комфортные условия жизни).
Коли нам повезет, и одна из башен лорда Фостера «украсит линию горизонта» (любимое выражение мэтра) российской столицы, следить за здоровьем отечественной архитектуры можно будет, сверяясь хотя бы с правильным современным термометром.
Сергей ХАЧАТУРОВ