Время новостей
     N°71, 24 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.04.2006
Пришествие власти
Ирак выходит из политического тупика
Иракским политическим группировкам наконец-то удалось преодолеть кризис безвластия, возникший после парламентских выборов 15 декабря. Подвижкам предшествовал торг продолжительностью четыре с лишним месяца. В четверг шиитский «Объединенный иракский альянс» (ОИА) снял кандидатуру ненавидимого суннитами и курдами 58-летнего Ибрагима аль-Джаафари на пост премьера.

Новым кандидатом в пятницу ОИА назвал 55-летнего (по другим сведениям, 60-летнего) Джавада (Нури Камаля) аль-Малики (на снимке), заместителя аль-Джаафари в партии «Ад-Даава» («Призыв»), организационно входящей в ОИА.

Депутаты Совета представителей (так теперь называется парламент Ирака) также переизбрали президентом страны 62-летнего курда Джаляля Талабани, лидера партии «Патриотический союз Курдистана». Вице-президентами стали 64-летний суннит Тарик аль-Хашими, генсек Исламской партии Ирака, главной составляющей суннитского «Фронта иракского согласия», а также 63-летний шиит Адиль Абдель-Махди, один из лидеров крупнейшей в ОИА партии «Высший совет исламской революции в Ираке» (ВСИРИ). Абдель-Махди занимал пост вице-президента и ранее.

В субботу было избрано и руководство парламента. Спикером стал 58-летний суннит Махмуд аль-Машхадани. А вице-спикерами -- 57-летний активист ВСИРИ шиитский шейх Халид аль-Атыйя и 61-летний Ареф Тайфур, представляющий вторую политическую группировку курдов -- Демократическую партию Курдистана (ее лидер -- президент автономного Иракского Курдистана Масуд Барзани).

После этого депутаты, собравшиеся вместе всего лишь во второй раз после парламентских выборов, по предложению президента Талабани утвердили Джавада аль-Малики премьером. Ему поручено в месячный срок представить парламенту состав нового кабинета министров. Первое, чего потребовал глава правительства, -- объединения существующих при иракских политических партиях вооруженных отрядов с вооруженными силами.

Ранее наиболее вероятным кандидатом в премьеры считался Адиль Абдель-Махди. В нем сунниты и курды видели «более светского» и гибкого представителя религиозных шиитов. Аль-Малики же называли «верным соратником» аль-Джаафари. В 1980 году нынешнего премьера, литератора по образованию, приговорили к смерти за членство в «Ад-Дааве», и он бежал в Сирию, потом в Иран. Вернулся на родину только в 2003 году после свержения Саддама и стал одним из руководителей комиссии, занимавшейся чисткой государственных и военных структур от членов правившей при Хусейне партии "Баас". Сунниты, привилегированное меньшинство при Саддаме, видели в этой комиссии инструмент, с помощью которого новые власти пытались лишить их прежнего влияния.

Кроме того, аль-Малики был в руководстве комиссии по выработке новой конституции Ирака и в этом качестве всячески сопротивлялся участию в ней суннитов, бойкотировавших выборы в переходный парламент в январе 2005 года. Тем не менее новый вице-президент от суннитов Тарик аль-Хашими сообщил о готовности работать с аль-Малики для создания правительства национального единства, чтобы положить конец насилию в Ираке.

Все получившие новые назначения государственные деятели при Саддаме побывали в изгнании или подвергались репрессиям. При представлении своей биографии депутатам аль-Машхадани рассказал, как ему удалось избежать казни, к которой его, военного врача, в 1980 году приговорили «за участие в незаконной исламистской группировке»: «Я просто дал председателю трибунала взятку в 16 тыс. долл. и получил 15 лет тюрьмы». Во второй раз спецслужбы Саддама арестовали аль-Машхадани в 2000 году, из тюрьмы его освободили американцы.

Президент США Джордж Буш назвал договоренности иракских сторон «историческим достижением», которое «укрепит безопасность США». Он заверил новые власти Ирака в том, что им «не придется бороться с террористами и повстанцами в одиночку». Но сообщил о намечаемом сокращении 130-тысячного американского контингента в Ираке «по мере повышения эффективности» иракских сил безопасности. В минувшие два дня в Ираке от взрывов придорожных фугасов погибли восемь военнослужащих США -- общие потери американцев со времени вторжения в марте 2003 года составили 2392 человека.

Александр САМОХОТКИН
//  читайте тему  //  Иракский кризис