|
|
N°183, 05 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Невроз крепчает
Индийский спецназ обезвредил несуществующих угонщиков
Напряженное ожидание новых терактов и захватов самолетов, воцарившееся по всему миру после событий в США, привело к трагикомическому недоразумению. В ночь на четверг индийский спецназ взял штурмом пассажирский самолет, якобы захваченный двумя угонщиками. Спецназовцы без проблем поднялись на борт, но преступников не нашли. Официальные лица отвергают версию о проведении боевых учений и настаивают, что это была ложная тревога.
Обстоятельства происшествия остаются не вполне ясными. Лайнер Boeing 737 с 46 пассажирами и 6 членами экипажа на борту, принадлежавший государственной авиакомпании Alliance Air, следовал из Бомбея в Дели. Во время полета неизвестный позвонил в диспетчерскую службу аэропорта Ахмедабад и сообщил о захвате самолета. Диспетчер передал информацию пилотам, и те немедленно заперли кабину экипажа. После этого что-то странное произошло уже на борту лайнера. Как сообщает полиция, пассажир по имени Шарма попытался проникнуть в кабину, требуя открыть дверь и утверждая, что он -- член экипажа. Перепуганные пилоты подумали, что к ним ломятся террористы, и подали на землю сигнал о захвате.
Самолет приземлился в Дели строго по расписанию, после чего его откатили в конец посадочной полосы. Пассажиры долго не могли понять, что происходит -- после посадки им раздали прохладительные напитки, но из самолета не выпустили. Через два часа в салоне появились спецназовцы, они попросили не волноваться и сказали, что пассажиры в безопасности. Штурм обошелся без жертв, однако один из пассажиров (судя по всему, это был злополучный г-н Шарма) был избит и арестован. Другие источники сообщают о двух задержанных, но не исключено, что пассажиры могли принять за угонщиков пилотов, которых спецназовцы вытаскивали из «захваченной террористами» кабины.
Сумятицу усугубило то, что вместе с первыми сообщениями об угоне в индийских СМИ промелькнула информация о требованиях террористов, запросивших навигационные карты для полета в пакистанские города Лахор и Карачи. Обнародование столь специфических запросов несуществующих захватчиков дало повод пакистанскому МИДу язвительно указать на «энтузиазм индийских СМИ в попытках использовать этот фарс для очернения Пакистана и кашмирского освободительного движения». Развивая тему, государственное пакистанское телевидение обнародовало информацию пакистанской разведки о том, что индийские спецслужбы собирались угнать в Пакистан лайнер некоей крупной авиакомпании для того, чтобы скомпрометировать Исламабад как пособника террористов.
Индийские службы безопасности оправдываются тем, что у них были конкретные сведения о возможности угона на этой неделе двух или трех гражданских самолетов. Предшествовавший случай угона к талибам в Кандагар лайнера Indian Airlines в декабре 1999 года стоил жизни одному пассажиру, а за жизнь остальных 170 Дели пришлось заплатить освобождением из тюрем троих кашмирских сепаратистов. На фоне активизации кашмирских террористов, устроивших в понедельник взрыв у здания парламента в Шринагаре, пилоты и наземные службы получили указание еще более повысить бдительность. Индийские власти утешают себя тем, что план спецмероприятий был реализован спецслужбами без сучка и задоринки, тогда как успешный штурм самолета без террористов предпочтительнее, чем угон или уничтожение лайнера настоящими бандитами из-за халатности летчиков или наземных служб. Вчерашняя трагедия с российским Ту-154 заставляет согласиться с этим мнением.
Александр ТИМОФЕЕВ