|
|
N°71, 24 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алексей Кудрин двинул рынок
И пообещал поговорить с ФСБ
Министр финансов Алексей Кудрин, находящийся сейчас с визитом в США, в минувшую пятницу сделал весомую заявку на подтверждение полноправного членства в «финансовой восьмерке». Ненадолго отлучившись с конференции, организованной МВФ в Вашингтоне, для беседы с журналистами, он сообщил прессе, что нестабильность доллара и высокий торговый дефицит США ставят под сомнение статус доллара как мировой резервной валюты. Спустя несколько минут информагентства сообщили: комментарии Кудрина вызвали рост евро по отношению к доллару на 0,3%.
Строго говоря, глава Минфина не впервые высказывает подобные мысли, но до сих пор подобной реакции рынков это не вызывало. Вечером того же дня г-н Кудрин на правах приглашенного участвовал во встрече министров финансов и глав центробанков G7. В итоговом заявлении «семерки» тема валютных курсов тоже затронута -- там говорится, что желательна большая гибкость политики в странах с большим профицитом платежного баланса, в особенности в Китае. Но эта неновая мысль, судя по всему, не взволновала игроков валютного рынка.
Между тем Алексею Кудрину в пятницу пришлось еще раз проявить себя в качестве министра-реформатора из страны, входящей в «большую восьмерку». Фонд Карнеги организовал для него встречу с представителями официальных и деловых кругов США. Глава Минфина подробно рассказал им о проблемах и успехах экономической политики.
Г-н Кудрин сообщил, что стабфонд, который сдерживает укрепление рубля, политически очень уязвим: «И левые партии, и «Единая Россия» хотят потратить часть средств, и это крупный вопрос политической дискуссии». Но у этих грозных сил есть серьезная оппозиция: «Мы в правительстве и администрации президента договорились, что основные параметры бюджета не должны быть разменяны на популизм в предвыборный период». Нацпроекты, которые потребовали в нынешнем году 160 млрд руб., с точки зрения г-на Кудрина, на основные параметры бюджета не влияют, и подход к бюджету останется достаточно консервативным. «Хотя политически будет очень большая битва, в которой будет постоянно критикуемое лицо. Но мы устоим. Такой план у нас есть», -- заверил он без особенной твердости в голосе.
Перечисляя проводимые Россией реформы и дойдя до налоговой, министр сказал: «Над всеми витает синдром ЮКОСа, но мы продолжим устанавливать четкие правила в налоговой сфере». Сейчас между государством и бизнесом, сообщил г-н Кудрин, по налоговым вопросам идет «очень жесткий диалог», но лично он уверен в том, что компромисс будет найден. В качестве примера он назвал законопроект об амнистии незадекларированных доходов, который к 1 мая планируется внести в Думу.
Неожиданно оптимистичным прозвучало заявление г-на Кудрина о реформе газовой отрасли. Он отметил: «Касьяновскому правительству не удалось подойти к этому вопросу, но мы сейчас подойдем к первому драфту этой реформы». В то же время он разъяснил, почему не стоит ждать присоединения России к Энергетической хартии: в ней есть целый ряд статей, препятствующих инвестициям, а также не прописаны вопросы транзита энергоносителей и развития ядерной энергетики. «При доработке хартия может стать серьезным инструментом для обеспечения безопасности при разработке и поставке энергоносителей», -- подчеркнул министр.
Затем Алексей Кудрин пожаловался, что Запад никак не принимает предложение Москвы о досрочной выплате оставшегося долга Парижскому клубу и пополнении за счет этих средств капитала Международной ассоциации развития (который, как известно, истощился в результате прошлогоднего 100-процентного списания долгов странам Африки). Он сказал, что Москва готова даже сделать дополнительный взнос на сумму 580 млн долл. за счет экономии на процентах по долгу, но согласия кредиторов все равно нет.
Долю оптимизма глава Минфина внес заявлением о своей уверенности во вступлении России в ВТО и в том, что «все документы будут подписаны в этом году».
К этому моменту аудитория слегка подустала от обилия успехов и проблем, но Алексей Кудрин в два счета расшевелил ее. Он сказал, что в аэропорту обратил внимание на приветственный плакат Welcome to United States! Homeland security («Добро пожаловать в Соединенные Штаты! Служба внутренней безопасности»). «В России мы на такие шутки еще не готовы, но у нас это звучало бы как «Добро пожаловать в Россию! ФСБ», -- сказал он, вызвав взрыв хохота. И добавил, что обязательно порекомендует «своим коллегам» взять на вооружение американский опыт.
Оказалось, что и после этого к г-ну Кудрину есть вопросы -- и про ЮКОС, и про «Газпром», и про ВТО, и про ФСБ.
Известный экономист Андерс Ослунд спросил главу Минфина, чем он может объяснить тенденцию к ренационализации собственности и вообще усиление государства в экономике. Алексей Кудрин сказал, что, с его точки зрения, «в той тенденции, которую называют ренационализацией, есть очень четкая структура». Во-первых, «итоги приватизации нефтяных компаний сегодня оцениваются как негативные в свое время, в том числе в рамках так называемых залоговых аукционов». «Конечно, это вызвало ожидания, что будут пересматриваться результаты приватизации, -- продолжил он. --Президент дал гарантии, что такого не будет». Решать проблему власти намерены через законодательство о недрах и основанные на понятных принципах ограничения по допуску иностранцев к стратегическим месторождениям. В целом же процесс требует «четкого регулирования, которое позволило бы государству реализовать свои интересы с точки зрения ренты, налогов и экологии». «У правительства есть ощущение, что, пока эти правила до конца не выработаются, прямое государственное участие дает гарантии реализации интересов, -- подытожил глава Минфина, однако добавил: -- Дальнейшая приватизация нефтяных компаний будет осуществляться, а национализации, на мой взгляд, не будет».
Второй элемент структуры «так называемой ренационализации» -- оборонка. Алексей Кудрин сообщил, что Россия проводит модернизацию армии и с 2010 года переходит на новое поколение вооружений. А потому власти «озабочены восстановлением производств» в этой сфере.
«Когда мы на фондовом рынке видим серьезный скачок индекса, потом наступает коррекция. Сейчас мы видим коррекцию после определенных процессов, которые происходили последние годы. Драматизма я здесь не вижу», -- подвел г-н Кудрин итог сложной, но оказавшейся в его интерпретации такой легкой темы.
С такой же легкостью он ответил на вопрос о различиях в позициях по реформе газового рынка между его словами и заявлениями главы Минпромэнерго Виктора Христенко. «Потом вы узнаете компромиссный вариант», -- пообещал он, имея в виду будущие решения властей. И добавил, что «либерализация будет происходить: доступ третьих лиц к экспортной трубе будет осуществляться».
Представитель Грузии спросил министра, как Россия может одновременно стремиться ко вступлению в ВТО и устраивать блокаду грузинских вин. Г-н Кудрин пояснил, что его оптимизм по поводу вступления в ВТО базируется на результатах конкретных встреч с американскими чиновниками, а торговые войны бывают и между членами ВТО. Но и с грузинскими винами он показал себя оптимистом: «Я думаю, что обе стороны разберутся в этих претензиях и найдут решение. В России любят грузинские вина, и, я думаю, мы будем ускорять это решение».
Видимо, под влиянием шутки министра насчет ФСБ один из участников встречи спросил его о причинах отказа во въезде в Россию известному бизнесмену, руководителю крупного инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Уильяму Браудеру. Будучи крупнейшим проводником инвестиций в Россию, он с осени не может получить въездную визу. И к этому вопросу Алексей Кудрин оказался не готов. Он сказал, что не знает подробностей ситуации вокруг «этого господина», но, «по-видимому, этим занимаются специальные органы и, по-видимому, есть сомнения в каких-то его операциях». «Сам факт инвестиций не освобождает от определенных правил», -- сформулировал он правовое положение инвесторов. И, видимо, желая показать, что не стоит так уж сильно беспокоиться о г-не Браудере, нарисовал невеселую картину: «Я знаю, что в России есть много проблем у предпринимателей, есть масса ситуаций несправедливых и спорных в отношении иностранных предпринимателей».
Сегодня в планах г-на Кудрина посещение Нью-Йоркской фондовой биржи, и там о несправедливостях в отношении иностранных предпринимателей, наверное, лучше не рассказывать.
Андрей ДЕНИСОВ, Вашингтон