|
|
N°71, 24 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
К созданию авиамонополии
«Росимущество» призывает укрупнить «Аэрофлот» за счет госактивов в отрасли
Как стало известно в минувшую пятницу, «Росимущество» предложило Министерству транспорта России рассмотреть возможность консолидации всех государственных активов в сфере гражданской авиации путем внесения их в уставный капитал ОАО «Аэрофлот». Ранее с такой идеей выступало руководство «Аэрофлота», теперь его инициатива впервые получила поддержку со стороны одного из влиятельных ведомств. Впрочем, Минтранс отказался немедленно присоединиться к сторонникам воссоздания воздушно-транспортной монополии в нашей стране, заявив, что рассматривает и другие варианты укрупнения отечественных авиакомпаний. Против выступили и руководители частных авиакомпаний с миноритарной долей государства в капитале.
В Минтрансе в конце прошлой недели прошло первое заседание совета по совершенствованию функционирования гражданской авиации. Как заявил, открывая это мероприятие, министр транспорта Игорь Левитин, новый орган должен координировать работу многочисленных ведомств, которые в результате административной реформы 2004 года получили право руководить различными сторонами деятельности воздушного транспорта. Причем активную роль в работе совета предложено играть руководителям частных авиакомпаний. Взгляды глав государственных и частных авиакомпаний на будущее отрасли немедленно разошлись.
На заседании директор департамента государственной политики в области авиации, геодезии и картографии Минтранса Карл Руппель сообщил, что министерством получено письмо «Росимущества» от 4 апреля, в котором оно «просит сообщить мнение по вопросу о консолидации всех государственных активов путем их внесения в уставный капитал ОАО «Аэрофлот», обеспечивающий формирование в федеральной собственности пакета акций ОАО «Аэрофлот», составляющего не менее 75% капитала данного общества». Сейчас государство контролирует немного больше 51% акций «Аэрофлота». Одновременно федеральному центру принадлежит 57 ФГУПов, занимающихся авиаперевозками, и еще в 61 подобном предприятии государство владеет пакетами акций (в том числе в 29 авиакомпаниях -- 100% акций).
Ранее с подобной идеей выступало руководство «Аэрофлота». Неделей раньше гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов заявил «Времени новостей», что присоединение внутренних российских перевозчиков, укрепляя позиции «Аэрофлота» на внутреннем рынке России, одновременно укрепляет и позиции в международной сфере.
Г-н Руппель упомянул предложение «Росимущества» как один из возможных подходов к решению задачи укрупнения российских авиакомпаний. В качестве альтернативы он назвал предложение ОАО «Владивосток-авиа» об объединении дальневосточных авиаперевозчиков под эгидой специально организованной государственной управляющей компании. Министр транспорта Игорь Левитин также заявил журналистам, что министерство рассматривает разные варианты укрупнения, предусматривающие в качестве «ядра» не только «Аэрофлот». Впрочем, он оговорился, что круг таких потенциальных «ядер» ограничен. На его роль могут претендовать крупные авиакомпании, контролируемые государством. А в России, кроме «Аэрофлота», таких только две -- KrasAir и объединение «Пулково» -- ГТК «Россия».
Прямо на заседании совета обнаружились активные противники «Аэрофлота» как объединительного центра российской гражданской авиации. Их позицию наиболее эмоционально выразила Наталья Филева, замгендиректора авиакомпании «Сибирь», 25% акций которой принадлежит государству, и если предложение «Росимущества» осуществится, эти бумаги отойдут «Аэрофлоту». Г-жа Филева напомнила собравшимся, что «Аэрофлот» операционно убыточен, и заявила, что «когда эта компания сама станет рентабельной, тогда и можно будет говорить о присоединении к ней других авиаперевозчиков, а пока -- нет».
Тем не менее после объявления о намерениях "Росимущества" укрупнить "Аэрофлот" акции авиакомпании в РТС подорожали на 8%.
Михаил КУКУШКИН