|
|
N°70, 21 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Меж двух огней
Даже Пасха не примирила патриархов в Иерусалиме
Одна из главных предпасхальных церемоний православного мира -- сошествие благодатного огня в храме Гроба Господня -- может быть омрачена из за продолжающегося противостояния двух иерархов, борющихся за право называться главой Иерусалимской церкви. Низложенный в мае прошлого года на Всеправославном соборе в Стамбуле за финансовые махинации с имуществом церкви бывший патриарх Ириней I, по слухам, собирается появиться на этой службе со своими сторонниками, что чревато серьезными беспорядками. Тем более что опыт кулачных схваток в храмах с оппонентами из окружения нынешнего патриарха Феофила III у паствы Иринея уже имеется. Силы же и решимости бывшему предстоятелю Иерусалимской церкви, от которого отвернулся весь православный мир, может придать явная поддержка правительства Израиля, продолжающего считать его легитимным патриархом. Феофила же могут подвести прихожане из числа православных палестинцев, которые до сих пор с недоверием относятся к пришлому греку, занявшему престол Иерусалимского патриарха в декабре 2005-го.
В синоде Иерусалимской православной церкви <http://www.religio.ru/dosje/09/62.html> пока надеются, что неприятностей удастся избежать, и благодатный огонь сойдет как обычно, а зажженные от него свечи и лампады будут разнесены по храмам всего мира. Тем более что это пасхальное чудо в представлении верующих облечено глубочайшим смыслом -- считается, что год, когда огонь не явится под куполом храма Гроба Господня, будет последним. В интервью Интерфаксу секретарь синода архиепископ Аристарх заверил, что «только Феофил III придет на церемонию в качестве патриарха». Впрочем, и в этом случае остается повод для беспокойства -- ведь, как предупреждает информагентство, глава Коалиции палестинских христиан Димитрий Дилиани, называющий греков из окружения Феофила «чужаками, не желающими работать на защиту интересов местных христиан», намерен привести на службу в храм Гроба Господня около 1,5 тыс. своих сторонников.
Чем это может обернуться, уже известно. В феврале этого года в церкви Святой Анны в Восточном Иерусалиме встреча двух групп поддержки патриархов закончилась дракой, в которой даже пострадал один из священнослужителей. Разнимать буйно-православных пришлось полиции, причем двух особо ревностных христиан, почему-то не желавших подставлять щеку под руку противника, а намеревавшихся, наоборот, ударить по лицу оппонента, пришлось забрать в полицейский участок. Но если с точки зрения полиции это всего лишь правонарушение, то в представлении израильских властей конфликт имеет более серьезную юридическую подоплеку. Дело в том, что правительство Израиля так до сих пор официально и не признало Феофила III главой Иерусалимской церкви, полагая единственно законным предстоятелем Иринея.
Это, конечно, дает лишние аргументы противникам бывшего патриарха, доказывающим, что низложен он был по делу -- как раз за перевод на коммерческие рельсы отношений между возглавлявшейся им с 2001 года церковью и государством Израиль. Иринея I, напомним, обвинили в том, что он сдал в аренду израильтянам принадлежащие православной церкви участки в Старом городе Иерусалима. Эксперты оценивали сумму сделки в 7 млн долл., а патриарх, как утверждают, должен был лично получить комиссионные -- по разным источникам, от 400 тыс. до 1,5 млн долларов.
Однако пока эта возможность указывать на близкую связь Иринея с кабинетом министров принесла Феофилу лишь моральную поддержку всех поместных православных церквей, но никак не официально признанный Израилем статус патриарха. Добиться пересмотра отношений между нынешним синодом Иерусалимской церкви если удастся, то только через суд, да и то не раньше июля. Месяц назад Верховный суд Израиля уже отказался выносить вердикт по апелляции синода на отказ признать патриарха Феофила III в качестве главы церкви и постановил провести слушания не ранее чем через три месяца после окончания парламентских выборов.
Болезненный конфликт в православной общине Иерусалима не может не волновать и Московский патриархат, иерархи которого надеялись, что после интронизации Феофила III «корабль Иерусалимской церкви благополучно минует опасную полосу испытаний и достигнет тихого пристанища». Для простых же российских верующих куда важнее, чтобы это противостояние не помешало доставить на Пасху в Москву лампаду, зажженную от благодатного огня, как это было в прошлом году.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ