|
|
N°70, 21 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Казино не редкая рыба"
Минфин против квотирования игорного бизнеса
Согласно недавним опросам ВЦИОМ, лишь 6% населения позитивно относятся к игорному бизнесу, а 82% требуют убрать игорные заведения из городов. Насколько жестко стоит закрутить гайки в отношении игорного бизнеса, спорили вчера в Госдуме участники «круглого стола», посвященного подготовке ко второму чтению законопроекта "О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари". Наиболее мягкую позицию занял представитель Министерства финансов.
Законопроект о регулировании деятельности по организации азартных игр был принят в первом чтении месяц назад, но очень многие позиции документа вызывают вопросы. И даже разработчики проекта не исключают, что ко второму чтению законопроект может быть существенно изменен как в сторону ужесточения одних положений, так и либерализации других. Самые спорные вопросы -- порядок лицензирования, введение квот и аукционов на распределение площадей для организации игорных заведений.
Аргументы разработчиков закона остались прежними: игорный бизнес -- это зло, но зло разрешенное.
Надо ужесточить требования к месторасположению игровых заведений и дать больше полномочий местным властям в регулировании этого бизнеса, соглашается с авторами закона проекта директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. Однако квотирование, введение зависимости количества казино от численности жителей, по его словам, неразумно. «Игорные заведения не редкая рыба и не полезные ископаемые, чтобы устанавливать квоты на их открытие», -- считает представитель Минфина.
Игорный бизнес, по словам главы комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Драганова, не стоит запрещать полностью, но если он будет противоречить интересам общества, государство не должно смотреть сквозь пальцы.
Количество игорных заведений, по мнению депутата Драганова, необходимо сократить в разы, чтобы снять социальную напряженность в обществе. Между тем сегодня в стране действует 60 тыс. лицензий на осуществление игорного бизнеса. "Бизнес должен создавать условия для реабилитации заболевших игрой", -- сказал г-н Драганов.
По словам заместителя председателя думского комитета по экономической политике Владимира Мединского, не исключено, что в законе будет повышен возраст допуска для игры и работы в казино с 18 до 21 года, введен пятилетний срок для вывода игровых залов в особо отведенные территории и увеличена минимально допустимая площадь зала -- для отсечения мелких полукриминальных заведений. Пункт закона о недопустимости организации игорного зала в жилом помещении ни от чего не спасает, считает депутат, так как игровые автоматы в жилых домах ставят на первых этажах, переведенных в нежилой фонд. В ужесточении условий существования игорного бизнеса, по его словам, трудно переусердствовать. «Открытие игровых залов на месте магазинов и аптек -- это убийство малого бизнеса, который не может конкурировать с игорным бизнесом по уровню арендной платы», -- сказал он.
Последний тезис вызвал неожиданный энтузиазм у депутата Елены Паниной. «Надо просто ужесточить ответственность собственника за сдачу недвижимости в аренду владельцам игорных заведений», -- предложила она. Никто не будет участвовать в аукционах на приобретение недвижимости под казино, если проще взять помещение в аренду у хозяина магазина, считает депутат.
Власти Москвы, правда, на столь радикальные меры идти не хотят. Но к проекту закона относятся неоднозначно. С одной стороны, они признают, что в столице практически половина игорных заведений не соответствует нормам. Из 2620 игорных залов за последние три года властями закрыто 1300. С другой стороны, по словам вице-мэра Иосифа Орджоникидзе, «резать по живому рынок не стоит». Как считают в московском правительстве, в законе должны быть прописаны полномочия местных органов власти по определению тех мест, где может развиваться игорный бизнес. Также заместитель мэра высказал мнение, что аукционы должны существовать, только когда город выделит площадь под аукционы для тех, кто хочет получить разрешение на это конкретное место. Сейчас, отметил он, игорные заведения уже имеют собственные площади, поэтому никакие аукционы не нужны. Правительство Москвы в целом поддерживает прописанное в законопроекте квотирование -- одно игорное заведение на 200 тыс. жителей, но, по мнению правительства столицы, эту норму нужно прописать еще четче: одна букмекерская контора и казино на 200 тыс. жителей и один игровой зал на 50 тыс. жителей.
У самих представителей игорного бизнеса, как и следовало ожидать, законопроект вызывает недоумение. "Ни один здравомыслящий человек не будет инвестировать в серьезный бизнес, для вхождения в который нужно преодолеть четыре уровня доступа", говорит гендиректор ООО «Корона К» Сергей Фролов. «Сначала нужно собрать справки и согласования, потом получить главную бумажку -- разрешение, потом лицензию и лишь затем право на участие в аукционе. Который может и не состояться, так как власти города могут принять решение вообще квоты игорному бизнесу не выдавать», -- пояснил он.
Разрешение действует только пять лет, после чего может по аукциону уйти другому, продать бизнес без разрешения тоже невозможно. Все это, мягко говоря, не добавляет уверенности, считают участники рынка.
Обвинения в полной социальной безответственности игорного бизнеса участники рынка также не поддерживают. Не стоит путать крупные казино с криминальными залами игровых автоматов, казино -- узкий сегмент рынка, обслуживающий всего 20 тыс. человек «постоянных клиентов» в Москве, считает г-н Фролов. «Никому не приходит в голову квотировать банковскую деятельность, хотя мы не более аморальны, чем банки. Ведь давать деньги в долг под проценты не менее безнравственно», -- отметил Сергей Фролов
Ирина СКЛЯРОВА