|
|
N°70, 21 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Родственные связи
За покушением на президента Ингушетии стояла «Аль-Каида»
Генеральная прокуратура России вчера объявила, что к покушению на президента Ингушетии Мурата Зязикова в 2004 году была причастна международная террористическая сеть «Аль-Каида» -- в лице ее эмиссара на Северном Кавказе Абу Дзейта. По словам замгенпрокурора по Южному федеральному округу (ЮФО) Николая Шепеля, об этом стало известно после того как в руки оперативников, занимающихся расследованием покушения, попал личный архив араба.
Самого террориста убили еще в феврале 2005 года в Ингушетии. Но лишь сейчас спецслужбам удалось найти несколько устроенных им в свое время тайников. Личные записи и документы Абу Дзейт, как выяснилось, прятал в доме своего тестя в Курчалоевском районе Чечни. На одном из обнаруженных там CD-дисков была записана видеосъемка теракта.
Атаке террористов-смертников президент Ингушетии Мурат Зязиков подвергся 6 апреля 2004 года. На федеральной трассе «Кавказ» на выезде из Назрани, когда глава республики направлялся в Магас, неизвестные на начиненных взрывчаткой «Жигулях» попытались протаранить его кортеж. Охрана успела сбить машину смертников на обочину, где они и взорвались. Осколками были тяжело ранены трое охранников президента и проходивший поблизости девятилетний мальчик. Сам г-н Зязиков, находившийся в бронированном «Мерседесе-600», отделался легкой контузией и ушибами.
Спустя неделю после неудачного покушения ответственность за этот акт взял на себя чеченский террорист номер один Шамиль Басаев, который пообещал убить президента Ингушетии, если общая ситуация в республике не изменится в течение месяца. Как теперь полагает следствие, сделано это было для «отвода глаз». По словам замгенпрокурора Николая Шепеля, позже было установлено, что организацией и подготовкой теракта занимался именно Абу Дзейт. По данным спецслужб, он руководил всеми операциями боевиков в Ингушетии, курировал ингушские боевые группировки «Халифат» и «Джамаат», а также финансировал нападения бандитов на Назрань -- в июне и на школу в Беслане -- в сентябре 2004 года.
Выйти на след и уничтожить Абу Дзейта контрразведчикам удалось в феврале прошлого года. Он скрывался в бункере под частным домом в ингушском поселке Кантышево Ингушетии. Тогда же ФСБ России распространило информацию о личности араба, считавшегося поначалу фигурой полумифической -- ему 32 года, родился, по предварительным данным, в Кувейте, использовал позывные Хусейн, Мавр, Перс, был женат на чеченке.
В доме тестя Абу Дзейта в селении Цоцин-Юрт Курчалоевского района Чечни спецслужбы и нашли доказательства причастности международных террористов к покушению на г-на Зязикова. Как выяснилось, обыск у 54-летнего Вахи Салтыханова оперативники провели еще 6 апреля. Помимо двух автоматов Калашникова у него нашли аудио- и видеокассеты, флеш-карты, CD-диски, десять компьютерных дискет, а также письма к Абу Дзейту, блокнот с записями и литературу на арабском языке. Большая часть этого архива хранилась в нескольких тщательно оборудованных тайниках -- в подполе под каменной плитой. Однако почти вся информация на компьютерных носителях оказалась зашифрована, и поначалу хозяина дома арестовали только за хранение оружия.
Лишь после нескольких дней кропотливой работы экспертам удалось получить доступ к нескольким файлам из цифрового архива, в том числе к диску, на котором арабской вязью было написано: «Взрыв «Зязика». Среди прочего оперативники смогли на нем открыть несколько кадров, на которых действительно была запечатлена сцена атаки на президентский кортеж. Теперь, вероятнее всего, тестю террориста предъявят обвинение еще и в пособничестве боевикам.
Татьяна ГРИЦЕНКО