|
|
N°70, 21 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На всех не хватит
«Газпром» признался в дефиците газа
«Газпром» вчера открыто признал, что у него мало газа и что уже через несколько лет Россия не сможет удовлетворять рост спроса на этот вид топлива во всех странах-потребителях. По мнению зампреда правления «Газпрома» Александра Рязанова, скорее всего придется ограничивать поставки тем, кто платит нерыночную цену, то есть внутрироссийским потребителям. А глава концерна Алексей Миллер недавно заявлял, что если европейские страны будут «ограничивать деятельность «Газпрома» на европейском рынке и политизировать вопросы поставок газа, которые на самом деле находятся исключительно в плоскости экономики», то это «не приведет к хорошим результатам». Ведь концерн пытается диверсифицировать экспорт и договаривается о масштабных поставках с Китаем и США (правда, пока контракты не подписаны). Кстати, вчера на это заявление откликнулся Евросоюз. «Это заявление подтверждает наши опасения относительно растущей зависимости Европы от иностранных поставщиков... и необходимости диверсифицировать как источники, так и маршруты поставок», -- сказал представитель комиссара по энергетической политике ЕС Андриса Пиебалгса, добавив, что «Газпром» волен выбирать себе клиента.
Выступая на годовом собрании Российского газового общества, Александр Рязанов заявил, что у «Газпрома» почти нет новых крупных месторождений в традиционном регионе добычи -- Надым-Пуртазовском районе. Это означает, что до начала промышленной добычи газа на полуострове Ямал (в лучшем случае это произойдет в 2012--2013 годах) у газового монополиста нет серьезных ресурсов для компенсации падающей добычи на месторождениях-гигантах, работающих с советских времен. Г-н Рязанов даже заявил о беспрецедентном для «Газпрома» намерении привлекать для наполнения трубы ресурсы независимых производителей -- ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, НОВАТЭК и даже ЮКОС. К 2010 году эти компании могут нарастить добычу газа в этом регионе примерно на 45--55 млрд кубометров. Правда, место в трубе появится только через три года.
Последнее крупное, по классификации г-на Рязанова (то есть с годовой добычей свыше 25-30 млрд кубометров), месторождение в Надым-Пуртазовском районе -- Южно-Русское -- «Газпром» введет в 2008 году. После чего здесь у монополии останутся только сложно извлекаемые ресурсы (ачимовские залежи Уренгойского и Заполярного месторождений), которые требуют особых технологий, особых затрат и дополнительной инфраструктуры по очистке, а также запасы Ямала, программа освоения которого находится в разработке уже который год и требует минимум 80 млрд долл. капитальных затрат на организацию добычи и создание транспортной инфраструктуры.
У независимых производителей ситуация выглядит более оптимистично. ЛУКОЙЛ за счет разработки месторождений Большехетской впадины намерен увеличить ежегодную добычу с нынешних 6 млрд до 25 млрд кубометров в 2015 году. НОВАТЭК к концу десятилетия собирается добывать около 50 млрд кубометров в год (сейчас 27 млрд). ТНК-ВР за счет добычи газа на «Роспане» может извлекать до 15 млрд кубометров. Кроме того, годовой потенциал Берегового месторождения, которое отчаявшаяся «Итера» предлагает «Газпрому» разрабатывать совместно, составляет около 11 млрд кубометров. Реализация этих планов при наличии места в трубе даст «Газпрому» небольшую передышку с освоением полуострова Ямал.
Но даже столь существенных объемов газа не хватит для удовлетворения растущего спроса в России, республиках бывшего Советского Союза, Европе и Китае. По версии г-на Рязанова, скорее всего придется пожертвовать ростом внутрироссийского потребления. Зампред правления «Газпрома» в очередной раз посетовал на нерыночность ценообразования в нашей стране. Он предложил активнее заниматься газосбережением уже сейчас, подразумевая, что через несколько лет будет поздно -- либо цены взлетят быстро и болезненно, либо дефицит газа возрастет еще существеннее. Чтобы проиллюстрировать наличие дефицита, топ-менеджер монополии рассказал о том, что вокруг производителей газа «бегают потребители» и просят выделить газ по любым ценам. «Цены их совершенно не интересуют», -- подытожил г-н Рязанов. Весь прирост от независимых производителей пойдет на удовлетворение спроса в Европе и, возможно, на дебют на азиатском рынке трубопроводного газа.
Впрочем, какими бы ни были желания «Газпрома» добиться рыночного ценообразования в России, очевидно, они столкнутся с интересами государства в целом, которые пока не сочетаются с высокой стоимостью газа в обозримой перспективе.
А президент Института энергетической политики Владимир Милов указывает, что холодные зимы каждый раз будут напоминать всем потребителям газа -- как в России, так и в мире, -- что дефицит топлива будет только нарастать. «Раньше таких откровенных признаний о нехватке газа топ-менеджеры «Газпрома» не делали, -- говорит он, -- хотя эксперты еще три года назад указывали на дефицит. Теперь Россию ждут огромные проблемы -- дефицит будет нарастать, это будет проявляться в пики потребления, то есть зимой, когда начнут сокращаться поставки. Достанется всем -- не только России. Ведь «Газпром» за 15 лет не смог приступить к освоению Ямала, не занимался инвестициями. Теперь необходимо эти инвестиции срочно привлекать, и я думаю, это должен делать более качественный менеджмент».
Алексей ГРИВАЧ