Время новостей
     N°70, 21 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.04.2006
Пасхальное половодье
В воскресенье открывается Московский пасхальный фестиваль
Возглавляемый Валерием Гергиевым юбилейный -- пятый -- Московский пасхальный фестиваль откроется праздничным воскресным вечером в 21.00. В программе открытия, если не считать традиционных торжественных речей представителей церкви и власти (в лице, вероятно, руководства Федерального агентства по культуре), -- увертюра Римского-Корсакова «Светлый праздник» и симфоническая сюита Стравинского «Жар-птица», пылкие произведения, которые вы наверняка уже слышали в исполнении оркестра Мариинского театра, что не отменяет возможности еще раз получить удовольствие.

Пасхальный фестиваль вообще не столько делает ставку на новое (хотя новинки, и даже совершенно необыкновенные, в его программах регулярно появляются), сколько удивляет масштабом и энергией, в основании которых лежит стабильно масштабный и энергичный стиль Мариинки и ее руководителя. Фестиваль имеет черты мариинского бенефиса, причем встроенного в запредельное гергиевское расписание -- к примеру, утром 23 апреля Гергиев с венскими филармониками играет в зале Muzikferein, а в интервалах между московскими программами собирается объять необъятное -- Ханты-Мансийск, Красноярск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Краснодар и даже Киев, где запланирован не концерт, а еще один фестиваль.

В этом году симфоническая программа посвящена Шостаковичу, что, конечно, вряд ли прибавит звучанию фестиваля легкости и праздничности. Но, во-первых, кто сказал, что должно быть легко. Во-вторых, программы сверстаны, как обычно, эффектно (музыка Шостаковича в контексте творчества современников -- Стравинского, Прокофьева, Бартока). А в-третьих, сильные солисты -- Анна Нетребко, Вадим Репин, Николай Цнайдер, Александр Торадзе -- скорее всего разнообразят слуховые впечатления. Несмотря даже на то, что они тоже привычны московской публике и сами по себе, и в контексте гергиевских фестивалей. Есть в расписании несколько малознакомых имен -- например, пианистов Рафала Блехача (Первая премия конкурса Шопена) и Алексея Володина (Первая премия конкурса Геза Анда), известного специалистам, но пока не представленного широкой публике. А во главе списка солистов в нынешнем расписании -- английский бас-баритон Брин Терфель, который 6 мая примет участие в концертном исполнении III акта «Валькирии» -- не Шостаковича, конечно, а вовсе Вагнера.

Один из спецпроектов фестиваля все же посвящен Шостаковичу -- 24 апреля в Большом зале консерватории и Немировича-Данченко Мариинка покажет оперу «Нос», с которой недавно была в Париже и имела там большой успех.

Второй спецпроект посвящен Моцарту. 2 и 3 мая в Большом зале Консерватории и Зале Чайковского соответственно Камерный хор шведского радио и Таллинский камерный оркестр исполнят Коронационную мессу и Реквием Моцарта (добавив для красоты и разнообразия увертюру Крауса к спектаклю «Олимпия»).

В рамках фестиваля, как обычно, пройдут еще масштабные хоровые и звонильные программы, причем одна из них -- хоровая вслед за симфонической снова, как в прошлом году, растечется по регионам, так что река музыки, вдохновленной организационным и исполнительским гением Гергиева, опять будет стремительной и полноводной.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка