|
|
N°70, 21 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пятый пункт Родриго де Рато
Международный валютный фонд готовится к переделу собственности
Сегодняшняя встреча министров финансов и глав центробанков крупнейших мировых держав в Вашингтоне, независимо от желания ее участников, вызовет волну комментариев о двусмысленном положении России в «большой восьмерке». Несмотря на статус действующего председателя клуба, во встрече финансистов Алексей Кудрин и Сергей Игнатьев будут участвовать на обычных правах -- приглашенных на часть дискуссии. «Россияне будут участвовать в дискуссиях после экономического обзора (первым вопросом, как правило, обсуждается доклад главы МВФ о состоянии мировой экономики. -- Ред.). С ними продолжается важный диалог», -- сказал накануне журналистам замминистра финансов США Тим Адамс. При этом он ушел от ответа на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС, почему с учетом председательства России в политической «большой восьмерке» из правил не было сделано исключение.
Зато, как известно, на этот вопрос днем ранее ответил Андрей Илларионов, не обремененный ныне обязанностями чиновника. В своей нашумевшей статье, вышедшей на днях одновременно в нескольких мировых газетах, бывший советник Владимира Путина объясняет, что, не обладая полностью конвертируемой валютой и не будучи членом ВТО, Организации по экономическому сотрудничеству и развитию и Международного энергетического агентства, Россия объективно исключена из обсуждения в «восьмерке» валютных вопросов и вопросов, связанных с мировой торговлей. Г-н Илларионов как бывший спецпредставитель российского президента по делам «восьмерки», несомненно, знает о чем говорит. Он, кстати, во время работы в Кремле участвовал во всех встречах финансовой «семерки» вместе с гг. Кудриным и Игнатьевым. И на этот раз не преминул засветиться в Вашингтоне. Накануне сегодняшней встречи г-н Илларионов выступил здесь с докладом в Институте Като, суть которого фактически была изложена в его статье. По оценке одного из наблюдателей, политический истеблишмент США с огромным интересом внимает г-ну Илларионову.
Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшней встрече положение в России в клубе восьми и тем более состояние ее экономики обсуждаться не будут -- эти темы находятся на периферии мировых экономических проблем. Другое дело, что Запад интересует экономическая политика Москвы как крупнейшего участника мирового рынка нефти. В частности, из слов Тима Адамса следует, что в Вашингтоне следят и за судьбой стабфонда: чиновник сообщил журналистам, что нефтедобывающим странам следовало бы «производить инвестиции в расширение производственных мощностей, диверсифицировать экономику и заново запускать в оборот нефтедоллары». Таким способом г-н Адамс фактически предлагает странам стимулировать экономический рост собственными силами, не рассчитывая на США как на традиционный локомотив мировой экономики.
«Глобальные дисбалансы» в экономике, под которыми в первую очередь понимается огромный дефицит платежного и торгового баланса США, по сути, главная тема встречи и «финансовой семерки», и начинающихся завтра «весенних встреч» Международного валютного фонда и Всемирного банка. Более того, встрече «семерки» будет предшествовать специально организованная МВФ Конференция по глобальным дисбалансам, в которой примут участие министры или главы центробанков стран «восьмерки» за исключением Германии и Италии, а также Саудовской Аравии, Малайзии, Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и Израиля (последний будет представлен главой ЦБ Стэнли Фишером, бывшим первым замдиректора МВФ). Российский министр Алексей Кудрин выступит в дискуссии под названием «Структурные реформы для увеличения экономического роста».
Директор-распорядитель МВФ Родриго де Рато в публикованной вчера статье «Что может сделать МВФ?» так определяет круг проблем. Налоговая политика в США должна быть направлена на стимулирование сбережений, политика валютных курсов в развивающихся странах Азии должна стимулировать спрос, а в Европе и Японии на эти цели должны быть направлены структурные реформы.
Задавшись вопросом, что же в силах предпринять МВФ, г-н де Рато сформулировал программу из пяти пунктов.
В частности, он предлагает сфокусировать работу фонда на тех странах, чье экономическое развитие может оказывать сильное влияние на экономику своего региона или в глобальном масштабе. Второй шаг -- изменение самого формата двусторонних консультаций, в котором построена работа фонда со странами. Г-н де Рато предлагает проводить их на многосторонней основе, т.е. одновременно с рядом стран (как и в первом случае, предполагается, что это приведет к лучшему пониманию взаимного влияния экономик разных государств и соответствующей координации политики). Это же касается анализа валютных курсов, который, по словам г-на де Рато, «всегда был сердцем аналитики МВФ»: пришло время более глубоко изучать влияние курсовой политики на стабильность конкретных стран и мировую экономику. Четвертое предложение касается более предсказуемой процедуры кредитования со стороны МВФ.
Наконец, пятый пункт таков: «Международное сообщество должно чувствовать свой голос в МВФ», считает глава фонда. По его мнению, «пришло время» изменить квоты голосов стран -- членов МВФ, предоставив больше веса странам Азии. Не секрет, что этот огромный во всех отношениях регион в соответствии с изначальным распределением голосов в МВФ оказался сегодня сильно «недопредставлен» в фонде и требовал изменить ситуацию. Достаточно сказать, что квота Китая равнозначна квоте Канады и уступает США, Японии, Германии, Великобритании, Франции и Италии. А, например, Польша опережает по размеру своей квоты такие страны, как Сингапур и Малайзия. Россия «пропустила вперед» только страны «семерки» и Китай.
Однако, как всякий передел сфер влияния, перераспределение квот в МВФ грозит этой организации серьезными конфликтами. Предвидя их, г-н де Рато весьма осторожно формулирует свою позицию. Он предложил на первом этапе провести разовое увеличение квот в пользу узкого круга стран (они пока не называются, но очевидно, что среди них, например, Китай и Южная Корея), а на втором этапе «предпринять дальнейшие шаги в этой области». США, которые тоже чувствуют себя «недопредставленными», настаивают, что на втором этапе следует просто-напросто полностью пересмотреть чересчур сложные формулы расчета квот и сделать это в жестко ограниченные сроки (поскольку страны, которые неизбежно «пострадают» при пересчете, разумеется, постараются «замотать» эту реформу). Как заявил Тим Адамс, новая формула должна базироваться на размере ВВП или другом «специально выработанном для этой цели показателе».
Наконец, еще одна важная тема, которая будет обсуждаться на сессии МВФ и Всемирного банка, -- подведение итогов того, как эти организации справились с прошлогодним поручением «восьмерки» о 100-процентном списании долгов беднейшим странам. Главный вопрос, который волновал фонд и банк, -- как восстановить ресурсы, утраченные в результате списания. И хотя основное «бремя» списания выпало на долю ВБ, в конечном итоге МВФ оказался в менее завидном положении: ему пришлось компенсировать потери за счет внутренних ресурсов. Хотя Родриго де Рато удалось убедить некоторых акционеров фонда просубсидировать часть потерь (порядка 15--20% от общей суммы списания). Максимальный взнос предоставила Англия как главный инициатор списания, крупные суммы внесли или пообещали внести Россия, Франция, Норвегия, Саудовская Аравия и др. США отказались предоставлять подобные субсидии.
Андрей ДЕНИСОВ, Вашингтон