|
|
N°70, 21 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сергей Кириенко искал в Киргизии советское атомное прошлое
Глава «Росатома» Сергей Кириенко, являющийся также сопредседателем киргизско-российской межправительственной комиссии, вчера в Бишкеке провел переговоры с премьер-министром страны Феликсом Куловым. По итогам встречи был подписан протокол, в котором, как указывает пресс-служба правительства Киргизии, отмечен значительный рост взаимного товарооборота, составившего в 2005 году 30%, а в первом квартале нынешнего года -- 40%. При этом в сообщении абсолютно ничего не сообщается о главной цели визита главы «Росатома» -- обсудить его предложения о возобновлении производства на Кара-Балтинском горнорудном комбинате (ГКРК), бывшем во времена СССР одним из ведущих предприятий по переработке урана.
Сергей Кириенко отметил, что торгово-экономические отношения с Киргизией поддерживают 68 российских регионов, что, по сведениям «Времени новостей», во многом обеспечено интенсивной деятельностью посольства Киргизии в Москве, возглавляемого бывшим премьер-министром этой страны Апасом Джумагуловым. В ходе переговоров гг. Кулова и Кириенко обсуждались совместные проекты по строительству каскада Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2, реализация которых даст возможность экспортировать электроэнергию из Киргизии в соседние государства. Стороны договорились продолжать работу по созданию нефтегазового СП между «Газпромом» и киргизским правительством. В пакете предложений, обсужденных на межправкомиссии, есть и проект строительства выставочно-туристического комплекса на озере Иссык-Куль. Объем ожидаемых туда инвестиций составит до 300 млн долларов.
Но основная тема беседы гг. Кириенко и Кулова, очевидно, была о возобновлении переработки урана. По словам одного из руководителей госагентства Киргизии по геологии и минеральным ресурсам Юрия Доставалова, с начала 2005 года основное «производство на ГКРК простаивало». А в 2004 году там было выработано из уранового концентрата всего лишь 200 тонн закиси-окиси урана, что вчетверо меньше производственной мощности комбината. Причина простоя -- отсутствие договоренностей с Казахстаном на поставку ураносодержащей руды.
Накануне визита Сергея Кириенко в Бишкек руководство киргизского госгеологоагентства связывало большие надежды на сотрудничество с «Росатомом» в возобновлении уранового производства, в котором крайне заинтересован также и российский атомный комплекс. Цена уранового топлива на мировом рынке за последние шесть-семь лет выросла более чем в два раза -- с 35 до 77 долл. за кг, и эта тенденция в будущем сохранится. Основных причин тому две. Прежде всего промышленно развитые страны в связи с резким ростом мировых цен на углеводородное сырье объявляют о своих планах по строительству новых АЭС. Глава «Росатома» уже сообщал, что разработал программу об увеличении в России числа энергоблоков на 60, США к 2050 году намерены удвоить количество АЭС и довести их число до 200. Подобные планы существует в Китае и Индии.
Кроме того, мировое потребление урана до сих пор наполовину обеспечивалось за счет складских запасов, которые близки к истощению. Добыча урановой руды в России практически ограничена одним месторождением в Читинской области, уже в значительной части выработанным. Основные запасы урана в мире сосредоточены в Австралии, Казахстане и Южной Африке. А намерение России восстановить и даже объединить бывший советский атомный промышленный комплекс, привлекая туда в том числе урановые месторождения Казахстана, пока особым успехом не увенчались. Эта страна намерена использовать свое преимущество как крупнейшего поставщика дефицитного сырья на мировой рынок и не спешит отдавать здесь предпочтение России.
Что касается сотрудничества с Киргизией по переработке урана, то, по сведениям «Времени новостей», стремление «Росатома» участвовать в приватизации ГКРК приветствуется Бишкеком. Однако для этого требуется получить согласие киргизского парламента. Возможно, именно эту проблему имел в виду Сергей Кириенко, когда заявил вчера после встречи с киргизским премьером: «Пожалуй, одно, что требуется для совместной работы с киргизскими предприятиями, -- это создание нормальных условий для работы российских инвесторов». Пока же большее, на что могут рассчитывать в «Росатоме», это создание СП с участием ГКРК. На это согласие парламента не требуется. Но в любом случае без поставок урановой руды из Казахстана не обойтись.
Аркадий ДУБНОВ