|
|
N°183, 05 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трагедия над Черным морем
Владимир Путин просит не спешить с выводами о причинах катастрофы
Причины, приведшие к катастрофе пассажирского лайнера Ту-154М российской авиакомпании «Сибирь», с 66 пассажирами и 12 членами экипажа выполнявшего рейс Тель-Авив-Новосибирск, пока остаются неизвестными. В течение первых же часов после катастрофы в ее расследование оказались вовлечены, помимо самой России, власти Израиля, Украины и США. Одни были уверены, что произошедшее с Ту-154М - продолжение серии терактов «арабского» происхождения, возможно даже связанных с американской драмой 11 сентября. По другой версии, самолет был сбит во время учений украинских ПВО отклонившейся от учебной цели ракетой. О такой возможности первыми заговорили американские военные - спутники США следили за учениями в Крыму. Российские же власти вчера до самого вечера о возможных причинах произошедшего предпочитали молчать. Вечером Владимир Путин заявил, что «вооружение, которое использовалось в ходе учений, по своим тактико-техническим характеристикам не могло достать коридоров, в которых находились воздушные суда, в том числе потерпевший катастрофу ТУ-154». «Все, что я сказал, основано на информации украинских партнеров, и у нас нет оснований им не доверять», - сказал Путин.
Теоретически самолет мог потерпеть катастрофу вследствие технической неисправности или нештатной ситуации на борту. Однако, учитывая обстоятельства катастрофы и отличное техническое состояние лайнера, вчера, по единодушному мнению всех экспертов, эта версия признавалась наименее вероятной.
По данным представительства авиакомпании «Сибирь» в Тель-Авиве, самолет Ту-154М (бортовой номер RA85693) совершал регулярный беспосадочный рейс №1812. В 8.15 утра (здесь и далее время московское) лайнер поднялся в воздух из аэропорта Бен-Гурион и взял курс на Россию. В новосибирском аэропорту Толмачево он должен был приземлиться по расписанию в 16.15. На борту находились 12 членов экипажа и 66 пассажиров - среди них 51 гражданин Израиля в основном российского происхождения, летевших в гости к родственникам, и 15 российских туристов. Около 13.00 экипаж доложил наземным службам о входе в российское воздушное пространство над Черным морем, и перешел под контроль Отдела воздушного движения Ростовского диспетчерского управления гражданской авиации. В 13.45, когда Ту-154 находился примерно в 180 км юго-западнее Сочи и в 150 км южнее Новороссийска, отметка самолета на радаре слежения и радиосвязь с ним неожиданно прервалась. Диспетчер сразу запросил все находящиеся в том районе самолеты осмотреть воздушное пространство, и буквально через минуту на связь с «землей» вышел командир экипажа пассажирского самолета Ан-24 «Армянских авиалиний» Гарик Оганесян, выполнявший рейс «Новороссийск-Ереван». Он доложил, что, находясь на высоте 6,3 км, он наблюдал на высоте 11,1 км (высота, которую согласно последнему докладу занимал российский самолет) яркую вспышку и образование облака дыма, а также падение горящих обломков. «Я подумал, что в этом районе идут военные учения, и вышел на связь с авиадиспетчерами, - рассказывал после рейса армянский пилот, - однако, они сказали, что учений здесь нет, но в этом секторе совершает полет российский лайнер».
Спустя десять минут дежурный Российского спасательного координационного центра в Москве приказал всем судам в акватории Черного моря двигаться в предполагаемый район катастрофы. Одновременно из Сочи вылетели два вертолета Ми-8 МЧС России. С воздуха спасатели обнаружили в воде несколько крупных масляных пятен, обломки и несколько тел, и сообщили в Сочи координаты места, где произошла катастрофы: 42,11 градуса северной широты и 37,37 градуса восточной долготы. В первые же минуты облета территории разведчики доложили, что все находившиеся на борту самолета люди погибли.
Спасательная операция началась уже к 4 часам дня - к месту трагедии прибыли сухогруз «Капитан Вакулов», сторожевик погранохраны «Гриф», два быстроходных катера МЧС. Погода в районе вчера оставалась солнечной, море - спокойным, и место падения в первые же часы было обследовано довольно тщательно. Однако, до наступления темноты спасатели смогли поднять из воды только 10 тел погибших. Впрочем, специалисты вчера заявили, что работы будут проводиться пока без ограничения каких-либо сроков - как предполагается, тела погибших могут всплывать с глубины еще несколько дней, кроме того, остается надежда найти «черные ящики». Бортовые самописцы, установленные на Ту-154, предусмотрены на случай «водной» аварии, и в таких случаях должны теоретически сами отсреливаться от самолета и находиться на плаву неограниченное время. Правда, насколько техника окажется надежной в данной ситуации, вчера еще никто оценить не мог.
Как оказалось, самолет затонул на глубине примерно 980 метров. Вчера руководство спасательной операции сообщило, что намерено попытаться провести на месте аварии водолазные работы, хотя, насколько это осуществимо, никто не знал - как известно, глубинные воды Черного моря насыщены серо-водородом большой концентрации и в прямом смысле являются мертвыми.
Для расследования причин авиакатастрофы вчера в Сочи вылетели представители всех существующих аварийных ведомств - глава Межгосударственного авиционного комитета Татьяна Анодина, начальник службы гражданской авиации Минтранса Александр Нерадько, замгенпрокурора по южному федеральному округу Сергей Фридинский, чины МВД, ФСБ, и даже советник президента Евгений Шапошников. Все они распоряжением президента были включены в государственную комиссию для расследования трагедии, которую возглавил секретарь Совета безопасности Владимир Рушайло.
Все специалисты сразу же пришли к заключению, что причиной падения Ту-154, с вероятностью на 99%, стал взрыв на борту. Но чем он мог быть вызван - осталось загадкой. В принципе, эксперты не исключают техническую неисправность агрегатов лайнера, к примеру, топливной системы. Однако, все единодушно признали, что самолет был почти в идеальном состоянии. Он был построен в 1991 году, что по авиационным меркам возраст почти юношеский, тем более, в 1995 он прошел плановый капремонт. К тому же, сама авиакомпания «Сибирь» всегда находилась на хорошем счету у служб безопасности и никогда не имела серьезных авиапроисшествий.
Первую конкретную версию выдвинули власти Израиля, категорически заявившие, что это теракт. Они на несколько часов закрыли аэропорт Бен-Гурион в целях безопасности и для проведения расследования. Но вчера вечером израильтяне заявили, что пока не располагают подтверждениями версии о теракте.
Однако самое сенсационное предположение пришло из США - представители Пентагона и спецслужб объявили, что самолет могла сбить по ошибке ракета класса земля-воздух, выпущенная во время учений украинскими ПВО. Пуски ракет в Крыму засек один из спутников-шпионов. Военные в США заявили, что это могла быть ракета С-200 с дальностью около 250 км, способная поражать цели на высоте до 30 тыс.метров.
Из открытых источников известно, что украинские военные уже две недели ведут учения на полигоне Опук, расположенном на юго-восточной оконечности Крыма, а это всего около 100 км от места катастрофы. Представители Минобороны Украины, повели себя довольно странно, вначале опровергнув сам факт учебных стрельб. Затем, признав его, они заявили, что ракеты ПВО во время учений не снабжаются боевыми головками (на самом деле, ракета-перехватчик не врезается в самолет, а взрывается рядом с ним). Совершенно необъяснимым оказался и другой малозаметный на первый взгляд факт - на учениях присутствует Главком российских ВВС и ПВО Анатолий Корнуков, но он вообще не стал ничего комментировать, хотя, как специалист, мог разрешить все сомнения - способны ли были ракеты, выпущенные в том районе ракетами украинцами, стать причиной катастрофы пассажирского авиалайнера.
Виктор Пауков, Александр Раскин, Юрий Голотюк