|
|
N°183, 05 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свои люди сочлись
Премьеры России и Украины подписали долговое соглашение
Премьеры России и Украины Михаил Касьянов и Анатолий Кинах подписали вчера в Киеве межправительственное соглашение о дополнительных мерах по обеспечению транзита российского газа по территории Украины, которое содержит условия реструктуризации 1,4-миллиардного газового долга. Стороны не вышли за рамки московских договоренностей, парафированных 28 сентября. Украина получила 12-летнюю отсрочку по выплатам с трехлетним льготным периодом. Долги за газ будут иметь статус корпоративных, то есть за их выплату будет отвечать не государство, а Национальная акционерная компания «Нефтегаз Украины» (фактически в залог попадает ее имущество). Напряженную дискуссию в Киеве вызвала величина процентной ставки за долги: Москва настаивала на 10% годовых, тогда как Киев -- на 3--4%. Накануне визита Касьянова украинский премьер заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что Киев увязывает подписание соглашения о реструктуризации с «оптимальным решением по одному из главных вопросов -- размеру купонной ставки по облигациям НАК «Нефтегаз Украины». В итоге сошлись на ставке LIBOR+1%.
«Соглашение о реструктуризации построено на тех же принципах, что и договоренности с Парижским клубом, -- заявил вашему корреспонденту известный украинский экономист Владимир Черняк. -- Россия предоставляет Украине льготные условия. За три года отсрочки, предусмотренной соглашением, экономическая ситуация улучшится, что даст возможность выплатить долги». При этом в Киеве считают, что для Кремля не так важна выплата самого долга, как возможность его конвертации в стратегическое имущество, -- украинские газо- и нефтепроводы, которыми управляет «Нефтегаз», -- а значит, «газовые» договоренности могут негативно сказаться на стратегических интересах Украины. «Я не сомневаюсь, что «газовые» соглашения содержат пункты, которые позволяют конвертировать долговые обязательства в акции «Нефтегаза», -- заявил депутат Игорь Квятковский, с именем которого связано обнародование громких «приватизационных» скандалов последних лет. «Долговые облигации «Нефтегаза» позволят долговременно влиять на его политику, а в перспективе -- претендовать на имущество корпорации», -- утверждает г-н Черняк. Однако «парламент, используя право контроля, вряд ли ратифицирует соглашения, идущие вразрез с государственными интересами». В подтверждение этих слов Верховная рада Украины вернула вчера на доработку в правительство законопроект о ратификации украинско-российского межправительственного соглашения о транзите российского природного газа через территорию Украины.
Узким местом переговоров стала тема реэкспорта газа с территории Украины, на запрете которого настаивает Россия. Кремль видит в нем корень всех зол: если украинские трейдеры будут иметь возможность перепродавать газ на Запад, соблазна воровать его не избежать. В кулуарах Киев обвиняют в незаконной продаже с начала года 2 млрд кубов российского газа. Украинская сторона утверждает, что газ был не российского, а туркменского происхождения. Анатолий Кинах с самого начала переговоров заявлял, что положение о введении пошлины на реэкспорт газа -- 140 долларов на тысячу кубометров, на котором настаивает Россия, -- «не просто практический запрет», а унизительное требование с точки зрения государственного достоинства. Победил компромисс: реэкспорт не разрешен и не запрещен. Россия увязала реэкспорт газа с разработкой новых украинских месторождений, Киев будет согласовывать с Москвой размеры пошлины исходя из национальных интересов двух стран, экономической и рыночной конъюнктуры. «Налог на реэкспорт, с одной стороны, невыгоден Украине, с другой -- это определенный контроль за рынком газа, где, по-видимому, будут меньше красть», -- считает Владимир Черняк.
«Подписание договоренностей о реструктуризации газового долга открывает дорогу для решения вопроса об использовании украинских газовых магистралей, -- заявил газете «Время новостей» экс-президент Украины Леонид Кравчук. -- Сейчас правительство изучает вопрос создания консорциума и передачи газовой системы в концессию. Думаю, что на встрече рассматривался этот вопрос. Контрольный пакет акций Россия вряд ли получит, но самый крупный, как основной поставщик газа, -- вполне вероятно».
Помимо газовой темы, премьеры обсудили на переговорах вопросы экспорта украинских труб, квоты на ввоз которых ввела Россия. Премьер-министр Кинах заявил в комментарии газете «Время новостей», что российская сторона «в сжатые сроки» согласилась «ратифицировать договор о свободной торговле». По тем товарам, «на которые не будет распространяться действие» договора, готовится меморандум, оговаривающий «механизмы превентивных условий». «Спорную ситуацию будут разрешать за счет переговоров и оптимальных решений», «а не доводить до состояния торговой войны».
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев