|
|
N°69, 20 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кнут и пряник для Ирана
Москва ждет доклада главы МАГАТЭ
Московские переговоры между представителями России, США, Китая, Великобритании, Франции и Германии по поводу иранской ядерной проблемы завершились безрезультатно. Встреча состоялась во вторник и продлилась три часа. Как сообщил вчера глава российского МИДа Сергей Лавров, «каких-либо решений» или «итоговых документов не вырабатывалось», поскольку «такой цели не стояло». На Смоленской площади отмечают, что участники встречи единодушно выразили озабоченность тем, что «правительство Ирана пока положительно не отреагировало» на требования Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и Совета Безопасности ООН, «включая приостановку всех работ, связанных с обогащением и химпереработкой» урана. Однако разногласия по поводу мер воздействия на Иран остаются.
Россия призывает партнеров дождаться доклада гендиректора Мохаммада аль-Барадеи на заседании Совета Безопасности ООН 28 апреля. Правда, до этого Москва предлагает заслушать главу МАГАТЭ на совете управляющих агентства и лишь затем рассматривать доклад в Совбезе. «Это необходимо для того, чтобы ответить на вопросы, касающиеся прошлой иранской ядерной деятельности, и прекратить работы, связанные с обогащением урана», -- пояснил Сергей Лавров. Он назвал вопрос об антииранских санкциях «гипотетическим», поскольку для этого нужны «определенные факты», а собрать их «должно МАГАТЭ».
Всплеск дипломатической активности вокруг иранского атома встревожил Тегеран. Вчера вечером для прояснения позиций в Москву прибыл заместитель секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Джавад Ваиди. Он планирует провести переговоры не только с представителями России, но и остальных стран «шестерки». Главу иранской делегации сопровождает замминистра иностранных дел страны.
Белый Дом не скрывает недовольства несговорчивостью России и Китая по поводу санкций. В частности, американцы предлагают заморозить счета и запретить выдачу въездных виз в ряд стран иранским чиновникам.
Как утверждают анонимные источники в американском госдепартаменте, администрация Джорджа Буша стремится заручиться поддержкой остальных стран -- участниц МАГАТЭ для созыва чрезвычайной сессии совета управляющих, чтобы ужесточить позиции агентства в отношении Тегерана. Доверие к исламской республике за океаном «размыто полностью». И восстановить его она может, по мнению американцев, лишь выполнив «условия, предъявленные международным сообществом».
Участвовавший в московской встрече замгоссекретаря США Николас Бернс заявил вчера, что его «весьма впечатляет» тот факт, что по «длинному списку пунктов» сторонам «удалось достичь согласия». Это произошло «благодаря президенту Ахмадинежаду, который своими последними заявлениями толкнул Иран на самоизоляцию». Одновременно Бернс выразил сожаление, что полного согласия достичь не удалось, но он этого и «не ожидал».
Американцы не отказываются от переговоров. «Мы считаем, что дипломатическое решение возможно», -- сказал Бернс. Однако, по его словам, Иран «пересек границу, прочерченную МАГАТЭ и Совбезом ООН», и поэтому «настал момент, когда все страны должны использовать все рычаги для давления» на него. «Все страны должны прекратить сотрудничество с Ираном в ядерной области. Это касается и проекта в Бушере. Нужно использовать метод кнута и пряника, где кнутом будут санкции, а пряником -- дипломатические меры», -- пояснил Николас Бернс.
Высокопоставленный американский дипломат потребовал также отказа от военно-технического сотрудничества с Ираном и поставок продукции двойного назначения. По его словам, США продолжают «поддерживать российское предложение по созданию совместного предприятия по обогащению урана», но нельзя допустить «проведения полного топливного цикла на иранской территории».
Бернс также заявил, что «почти все страны рассматривают возможность тех или иных санкций», отказавшись уточнить, какие именно. По мнению американского дипломата, «отчет главы МАГАТЭ будет не в пользу Ирана», поэтому «уже в начале мая США предпримут шаги по усилению давления» на Тегеран. Следующий раунд переговоров на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств «шестерки» запланирован на май.
Эксперты полагают, что сдвинуть дело с мертвой точки помогли бы прямые переговоры Белого Дома непосредственно с иранской стороной. Но США отказываются от прямых контактов с руководством Ирана: дипломатические отношения между странами были разорваны в 1980-м после захвата исламистами американского посольства в Тегеране. Сообщалось, что в начале недели в Вашингтон якобы прибыл заместитель секретаря иранского совбеза Мухаммед Навахандиан. Однако госдеп не смог ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию, но подчеркнул, что иранец «не встречался ни с кем из администрации США».
В беседе со «Временем новостей» глава думского комитета по международным делам Константин Косачев заметил, что «встреча в Москве зафиксировала кризис доверия иранскому руководству, который одинаково очевиден для всех ее участников и который, безусловно, консолидирует их позиции». Он сказал, что «все по-настоящему содержательные события начнут разворачиваться в конце месяца -- в зависимости от того, пересмотрит Иран свою несговорчивую позицию или нет, и в зависимости от выводов, которые представит глава МАГАТЭ».
По мнению г-на Косачева, «позиция Москвы пока не сформировалась, и это правильно, поскольку это должно происходить с учетом всех обстоятельств». А это возможно только после выступления аль-Барадеи на заседании СБ ООН 28 апреля. «Американцы уже сформировали свою позицию без учета этого. Я считаю, что неправильно», -- подчеркнул наш собеседник.
Альберт ГАЛЕЕВ, Аркадий Дубнов