|
|
N°70, 21 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С нами дядька Черномор
Ричи Блекмор выступил в «России»
Экс-гитариста Deep Purple, «гитарного бога» и гуру многих профессиональных гитаристов и простых слушателей, рады у нас видеть всегда. Несмотря на неоднозначное, мягко говоря, восприятие старыми поклонниками его последнего и, кажется, уже вечного проекта Blackmore's Night.
Да, наверное, большинство «упертых» рок-фанов покупают билеты на «Ночь Блекмора», как покупают билеты в музей -- посмотреть. В каком-то смысле они, наверное, правы. Шоу играет очень большую роль в структуре Blackmore's Night. Сам Блекмор всегда тяготел к костюмированию и экстравагантному поведению, что, кстати, в Deep Purple, группе без лидера и без имиджа, делать было совсем непросто. Стоит, кстати, вспомнить, что в середине 60-х мало кому известный юноша Блекмор играл в группе, выступавшей в мушкетерских костюмах. Это я к тому, что концерт группы Blackmore's Night в нынешнем составе можно представить и как семейное мероприятие -- вроде цирка или детского театра. И даже не столько из-за оформления, сколько из-за атмосферы спокойствия, волшебства и полнейшего позитива.
Даже скучная и правильная сцена «России» предстала волшебным местом. Сено, спрессованное в кубы, отменно нарисованные декорации, то и дело меняющиеся пейзажи на заднике - в общем, не очень понятно, что делать, смотреть или слушать. Очень грамотный свет (а не просто яркие пыльные столбы, шарахающиеся по сцене), очень тонко подчеркнутые нюансы сценического оформления. И есть что-то символичное в том, что коллектив Blackmore's Night, ведомый великим и ужасным Ричи Блекмором, выступал в обреченной на снос и уже частично разобранной «России».
И все же насчет «смотреть или слушать» я, конечно, перегнул. Ибо в музыкальном плане все до такой степени безупречно, что даже трудно выделить какой-то основной момент. Для большей части публики, разумеется, ключевым моментом стало исполнение Child in Time. Знаменитая мелодия первых тактов здесь была поделена между органом и скрипкой. Чудесная аранжировка. Но остальные нисколько не хуже. И вообще Блекмору удалось очень разнородный материал сплавить в единую цельную программу.
Начали с новых вещей, потом перешли к более старым, из середины 90-х. В частности, Under a Violet Moon Кендис Найт объявила как «песню, на которой все обычно подпевают». Это акустический фолк, и трудно было ожидать, что Блекмор возьмет в руки электрогитару и выдаст что-то более или менее тяжелое. Даже в «пурпурной» балладе Soldier of Fortune (1974) обошлись мягоньким таким звучанием. Очень скоро, правда, Ричи незаметно поменял свою акустическую гитару со скошенными плечами на Fender. Тот самый белый Fender Stratocaster, с его нервным, напористым и буравящим звуком. И фирменная манера Блекмора -- триольные «вертушки», «виолончельный» звук (кстати, странно, почему такой фанат виолончели, как Блекмор, не ввел этот замечательный инструмент в состав), пробежки по грифу, акценты тончайших деталей -- неслыханное мастерство, как бы резвясь и играя. Сыгранная под занавес Difficult to Cure (на самом деле это не что иное, как доведенная до веселого рок-н-ролльного абсурда «Ода к радости» Бетховена) звучала так, будто перед нами Rainbow образца 83-го года.
Насколько удачна группа в таком составе (грубо говоря, барочная акустика плюс ритм-секция)? Насколько хороша программа? Приведу два мнения: специалиста и не-специалиста. Специалист, в качестве которого выступил гитарист одной шибко модной молодежной группы, сказал: «Гипермурашки по спине, когда слышишь вживую фирменный звук блекморовской гитары, который знаешь с детства. Если кто думает, что Blackmore`s night -- это псевдосредневековая акустическая нудятина, то он ошибается: полконцерта Блекморушка фигачил на своем знаменитом «Стратокастере», под ударные и бас». А некий русоволосый паренек, по возрасту годящийся Блекмору во внуки, признался: «Проехал три тыщи километров ради этого концерта. Я сам с Северодвинска потому что. Я влюбился. -- Тут он зыркнул своими чистыми глазами в сторону Кендис Найт и добавил. -- Ну ничо. Завтра я обратно их увижу. В Питере.»
Александр БЕЛЯЕВ