|
|
N°69, 20 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Всемирный банк рассудит
Таджикистан берет на вооружение тактику РАО «ЕЭС» в отношениях с РУСАЛом
Правительство Таджикистана после визита в Душанбе на прошлой неделе главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса решило получше посчитать свой совместный с РУСАЛом проект по достройке Рогунской ГЭС. Для этого Таджикистан обратился к Всемирному банку с просьбой о привлечении консультанта для оценки почти готового ТЭО проекта первой очереди. В качестве оценщика Всемирный банк намерен привлечь независимую компанию, которой предстоит оценить имеющиеся на месте строительства «Рогуна» объекты, созданные еще в советское время, и решить вопрос о типе плотины. Именно этот вопрос стал причиной разногласий между таджикским правительством и РУСАЛом: таджикская сторона предлагает сделать плотину Рогунской ГЭС грунтонасыпной, как это было предусмотрено еще советским проектом, что, разумеется, дешевле, а российский инвестор настаивает на бетонном строении, что надежнее. Обе стороны возлагают надежды на заключение независимого оценщика. «Экспертиза позволит в полной мере учесть предложения сторон и выбрать вариант, обеспечивающий соблюдение интересов всех участников проекта», -- говорится в совместном пресс-релизе таджикского минэнерго и РУСАЛа. Всемирный банк, как ожидается, завершит экспертизу ТЭО к 15 июня.
РАО «ЕЭС России» совместно с РУСАЛом осуществляет аналогичный проект в России -- достройку Богучанской ГЭС и строительство нового алюминиевого завода. Этот проект долгое время тормозился из-за того, что каждая из сторон претендовала на контроль. Но у РАО денег было априори меньше, а потому оно было заинтересовано в как можно большей оценке уже построенной части ГЭС.
Примерно такая же ситуация складывается у РУСАЛа и в Таджикистане -- к тому же РАО там строит Сангтудинскую ГЭС-1 и планирует работать на таджикском рынке. РУСАЛ и правительство Таджикистана намеревались создать совместное предприятие, которое должно завершить строительство и управлять достроенной ГЭС. Станция может стать одной из крупнейших в мире. Установленная мощность только первого энергоблока будет 500--570 МВт, при этом планируется строительство трех блоков. Инвестиции в объект необходимы немалые -- только для первой очереди, по предварительной оценке, около 1,6 млрд долл. Понятно, что у Таджикистана таких денег на проект нет. РУСАЛу же электростанция необходима, так как он планирует строительство дополнительных мощностей по производству первичного алюминия на ТадАЗе на 200 тыс. тонн, а в перспективе -- еще один завод, связанный с проектом достройки Рогунской ГЭС. К тому же российская алюминиевая компания уже вложила в ТадАЗ несколько десятков миллионов долларов.
Вполне возможно, правительство Таджикистана решило использовать опыт отношений РАО и РУСАЛа. Ведь вопрос о привлечении оценщика уже построенного на Рогунской ГЭС возник после того, как немецкая Lahmeyer International подготовила банковское ТЭО по проекту. Оно пока не утверждено. Вполне возможно, Душанбе попытается настоять на паритетном владении ГЭС и строящегося алюминиевого завода. Или в крайнем случае на контроле над ГЭС. Для этого, очевидно, и нужна авторитетная оценка уже построенных сооружений на электростанции.
«Мы считаем, что при строительстве таких сложных гидротехнических сооружений, каковой, несомненно, является Рогунская ГЭС, независимая экспертиза является дополнительной гарантией будущей безопасности объекта и позволяет лучше определить параметры строительства, которые позволят реализовать проект с наибольшей эффективностью», -- прокомментировала привлечение дополнительного консультанта к проекту представитель РУСАЛа Вера Курочкина. От более подробных комментариев она отказалась.
Анна ЛАНДЕР, Николай ГОРЕЛОВ