|
|
N°69, 20 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тест на тост
Графика из Русского музея в стенах Третьяковской галереи
Поздравить Третьяковку со 150-летием первым приехал Русский музей. Он привез большую экспозицию из своей колоссальной графической коллекции: работы художников первой половины XIX века. В начале анфилады залов графики главного здания ГТГ висят листы с натурными штудиями воспитанников Академии художеств, от Лосенко до Андрея Иванова, отца автора «Явления Мессии». Затем несколько разделов с другими темами-доминантами: эскизы к религиозным росписям, усадебные пейзажи и апартаменты, портреты, романтические грезы Орловского, Кипренского, Толстого, творчество двух столпов академической школы Александра Иванова и Карла Брюллова, наконец раздел, который условно можно назвать «круг частной жизни». Трагедия «смешного человека», ластиком стирающая предметный мир на листах Павла Федотова, противопоставлена фарсу курьезных рисунков -- плоду досужих занятий просвещенных дилетантов. Тема этих рисунков -- развенчание романтических штампов Артиста -- Художника -- Гения. Вывешена, в частности, карикатура на молодого художника работы Александра фон Нотбека (конец 1830-х годов). На ней изображена заваленная всякими артефактами мастерская юного живописца. Он сам в окружении маленьких собачек и похожий на маленькую собачку ластится на коленях к знатокам свободных искусств. Представляет свою картину, на которой курочка с цыплятками гуляют среди грибочков на опушке леса. Знатоки, словно сошедшие с гравюр к «Пиквикскому клубу», вдохновенно юношу ободряют: «Ах, как мило! Ах, как талантливо!» Из развернутой подписи мы узнаем, что восхищенные знатоки решают послать юношу за границу «для усовершенствования». «Археолог вносит содержание картины в свой журнал, чтобы после избрать из нее сюжет для поэмы или фантазии...» Под главной картинкой помещены две маленькие, в продолжение темы... Они уж совсем могут вогнать в краску. «Кулик отдыхает», -- как остроумно заметила на вернисаже девушка, изучающая стиль богемы и дендизма. На первой картинке молодое дарование ползает по лесной опушке и, куная палец в кучу навоза, «заимствует вкус для будущих заграничных произведений». На другой картинке он показан с измененной анатомией -- голова у него теперь растет между ног: «совершенно на месте по возвращении из путешествия». Еще одну небезобидную для романтических героев картинку нарисовал знаменитый артист и водевилист Петр Каратыгин. В гостиной собралась компания «властителей дум», среди которых и Михаил Глинка, и Нестор Кукольник, и Карл Брюллов. Такие они упитанные, прямо пузыри -- возлежат в домашних халатах на диванчиках, будто римские патриции. На партитуре, что стоит на фортепьяно, начертаны вдохновляющие честную компанию темы: «Живопись. Музыка. Поэзия и Гастрономия».
Выставка из ГРМ в первую очередь впечатляет конечно же не этими курьезами. Она очень серьезно подготовлена, и на ней много подлинных шедевров. Просто присутствие курьезов в составе юбилейного посвящения совершенно не раздражает. Их можно расценить хорошей шуткой в заздравной речи на юбилейном застолье.
Сергей ХАЧАТУРОВ