|
|
N°69, 20 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иранская проблема Renault
Тегеран заморозил проект по сборке Logan
Иранские власти объявили, что приостанавливают реализацию проекта компании Renault по строительству сборочного завода в республике, сообщает ИТАР-ТАСС. Непонятно, впрочем, является ли это попыткой экономического давления на Запад в преддверии доклада МАГАТЭ по «иранской проблеме» или выпадом с целью заявить, что Иран не нуждается ни в чьей помощи. Возможно, заявление иранской стороны является угрозой, цель которой -- добиться уступок от французов на этапе, когда установка оборудования фактически завершена, а производство еще не началось.
Официально же Тегеран, по сообщению ИТАР-ТАСС, настаивает лишь на выполнении компанией Renault ряда требований, не учтенных при подписании контракта в марте 2004 года. Но они заведомо невыполнимы с экономической точки зрения. Прежде всего речь идет о наделении иранских компаний, которые будут заниматься сборкой Logan, правом экспорта этих машин на «традиционно французские рынки». Однако это, очевидно, не устроит французов, которые не за тем создавали производство в Иране, чтобы обеспечить себе конкуренцию в других регионах -- например, в арабских странах.
Строительство сборочного завода в Иране уже приближается к завершающей стадии: предполагалось, что производство на нем начнется со второй половины этого года. Строила завод компания Renault Pars -- совместное предприятие французской автокорпорации и иранского министерства по развитию и обновлению. Renault в СП принадлежит 51% акций.
Первоначальное соглашение от 2004 года предполагало организацию сборки 300 тыс. машин «бюджетной», популярной на иранском рынке модели Logan в год (к слову, московский «Автофрамос» собирает таких машин почти в десять раз меньше). В мае прошлого года Renault подписала также с иранскими машиностроительными компаниями Khodro и Saipa договор о намерении построить на их мощностях линию сборки по выпуску другой своей модели -- Megan. Но в этом проекте предполагаемый объем производства был скромнее -- всего 15 тыс. машин в год. Теперь, судя по всему, жизнеспособность и этого проекта находится под угрозой.
Анна ЛАНДЕР