|
|
N°183, 05 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Swissair продлили агонию
Вчера, после двухдневного перерыва, заставшего врасплох более 40 тыс. пассажиров в разных концах мира, возобновила полеты швейцарская авиакомпания Swissair. Первым из цюрихского аэропорта поднялся в воздух утренний рейс SR-490 на Москву, через несколько минут взлетел самолет до Йоханнесбурга. До конца дня авиакомпания планировала выполнить 160 рейсов из пятисот, обозначенных в ее расписании.
Возможность возобновить полеты появилась у Swissair после того, как правительство Швейцарии предоставило ей экстренный кредит в размере 277 млн долларов. Поначалу власти утверждали, что оказание финансовой помощи частному бизнесу противоречит принципам их экономической политики. На первых порах процесс и шел в рамках либеральной модели государственного невмешательства: банки UBS и Credit Suisse должны были купить 70% акций дочерней компании Crossair за 866 млн долларов. Однако перевод денег затянулся, и обанкротившаяся Swissair прекратила работу. Вслед за этим власти и представители авиакомпании обрушили на UBS волну резких и эмоциональных обвинений в разжигании кризиса.
Крах Swissair обернулся унижением и дискомфортом для десятков тысяч пассажиров, наивно полагавших, что покупка билета на рейс одной из самых надежных авиакомпаний мира обезопасит их от любых неожиданностей. Министр финансов Каспар Вилингер признал, что кризис Swissair из экономического перерос в политический и «на карту поставлен имидж Швейцарии». Поначалу правительство хотело отделаться парой сотен тысяч долларов на покупку билетов застрявшим пассажирам -- оказавшаяся без денег компания была вынуждена бросить их на произвол судьбы. Но после напряженных консультаций власти пришли к выводу, что репутация страны стоит намного дороже.
В итоге почти триста миллионов долларов из карманов налогоплательщиков будут в буквальном смысле выброшены на ветер -- эти деньги обанкротившаяся Swissair потратит на керосин и другие текущие расходы. Они вряд ли когда-либо вернутся в казну, но теперь Swissair сможет продолжать полеты до 28 октября. Последние три недели жизни авиакомпания обещает потратить на осуществление организованного перевода своих рейсов к преемнику в лице Crossair. Страдания пассажиров заканчиваются вместе со славой Swissair, создавшей за многие годы глобальную сеть авиамаршрутов, -- Crossair будет одним из многих региональных европейских перевозчиков.
Александр ТИМОФЕЕВ