Время новостей
     N°183, 05 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.10.2001
Гонка преследования
Москвичам предлагают вспомнить польские товары
Польские предприниматели пускаются в России вдогонку за крупными западными торговыми компаниями, агрессивно расширяющими здесь свои сети. Вчера торговое представительство Польши, бизнесмены из города Лодзь и присоединившиеся к ним коллеги из других воеводств объявили, что намерены открыть в Москве Польский торговый дом (ПТД). Исследование, заказанное ими через Российскую ассоциацию маркетинга, показывает, что экономическая ситуация благоприятствует этому, однако надо поторапливаться, чтобы не проиграть западным игрокам.

Польских партнеров заботит отрицательный баланс торговли между двумя странами, заявил торговый советник Януш Файковски. В 2000 году объем торговли составил около 4,5 млрд долл. Из них на российский экспорт (в основном топлива и сырья) пришлось 3,5 млрд, а на польский экспорт в Россию -- 1 млрд долл. Российская сторона убеждает поляков не драматизировать ситуацию, и, как предлагает замдиректора департамента Европы МЭРТ Иван Галактионов, «не подходить к этому по-бухгалтерски». Ведь из самого дешевого сырья, которое получает Польша, производятся товары, экспортируемые на Запад.

Тем не менее российские чиновники поддерживают польские инициативы. Первый замминистра имущественных отношений Александр Браверман пригласил польскую сторону инвестировать в российские предприятия, а также продвигать на местный рынок свои товары и «реинвестировать деньги, чтобы они работали на Россию».

ПТД предполагается создать из двух частей: складов и таможенных терминалов в свободной экономической зоне «Шерризон», расположенной неподалеку от аэропорта Шереметьево, и собственно московского центра для координации деятельности польского бизнеса в России, деловых контактов, постоянно действующей выставки товаров и организации торговли. ПТД создается как акционерное общество, открытое как для польских, так и для российских инвесторов. По словам председателя Лодзинского клуба бизнеса Роберта Карвовского, некоторые польские фирмы уже выразили желание участвовать в учреждении ПТД и вложить от 10 до 100 тыс. долл.

Исследование, специально проведенное Russian Public Relations Group (RPRG), показывает, что хотя уже несколько лет польские торговые марки не получали в России маркетинговой поддержки, потребители их помнят, а бизнесмены готовы работать с ними. Благоприятствуют приходу польской одежды, обуви, косметики, лекарственных средств рост покупательной способности россиян и укрепление рубля. При этом, по словам исполнительного директора RPRG Андрея Федотова, польским бизнесменам надо поторопиться, поскольку на московский и подмосковный рынок планируют войти или уже закрепляются на нем такие торговые сети, как немецкие Metro AG (объем вложений -- 150 млн долл.) и Marktkauf (30--60 млн долл.), голландская Spar Int. (80--100 млн долл.), французская Auchan (600 млн долл.). Не говоря уже о шведской IKEA (планирует вложить в расширение бизнеса 135 млн долл.).

По прогнозам аналитиков, в ближайшие два года в Москве ожидается бум строительства торговых центров. Через пять-шесть лет будет построено не менее 60 гипермаркетов, а доля крупных центров в торговой площади города должна увеличиться с 4 до 60%.

Представители московской торговли, утверждается в исследовании RPRG, поддерживают идею создания ПТЦ. Более половины опрошенных считают, что он будет рентабельным и популярным как среди рядовых москвичей, так и среди бизнесменов. При этом 20% опрошенных готовы организовать в центре оптовую или розничную торговлю.

Александр ЛЕВИНСКИЙ