|
|
N°69, 20 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Освободите гения!»
Потерпевшие по делу АО «МММ» раскололись на два лагеря
В Чертановском суде Москвы вчера начался «основной» процесс над Сергеем Мавроди -- основателем самой известной и крупной в российской истории финансовой пирамиды «МММ». Два года назад его один раз уже осудили -- за использование поддельных документов, которые были обнаружены у пирамидостроителя при аресте. Теперь же г-н Мавроди должен ответить перед судом по главному обвинению -- обману в начале 90-х годов сотен тысяч своих вкладчиков, что согласно УК РФ квалифицировано как «мошенничество, совершенное лицом с использованием служебного положения в крупном размере». Однако приступить к рассмотрению дела по существу судья Надежда Маркина вчера так и не смогла. Еще до того, как прокурор смог начать оглашение обвинительного заключения, г-н Мавроди заявил, что отказывается от услуг двух из трех своих адвокатов, представлявших его интересы до сих пор. Эти адвокаты, зная о решении г-на Мавроди, в суд не явились. Судья же настояла, что отказ нужно оформить официально во время процесса, и перенесла заседание. Несмотря на то что решались столь скучные процедурные вопросы, заседание тем не менее вчера прошло очень оживленно -- под бурные выяснения отношений между потерпевшими.
Имя Сергея Мавроди прогремело в 1993 году, когда по всей России появилась сеть пунктов, предлагавших гражданам акции, сертификаты и билеты АО «МММ». Миллионы людей поверили рекламе, в которой «среднестатистический россиянин» Леня Голубков якобы на огромные дивиденды с акций «МММ» покупал машину, квартиру, дачу. Поначалу пирамида действительно выплачивала дивиденды, но потом деньги закончились. В июне 1994 года Мавроди предъявили первое обвинение -- в уклонении от уплаты налогов. Однако главу «МММ» отпустили, и он стал депутатом Госдумы. В 1997 году Следственный комитет (СК) при МВД завел новое уголовное дело на Мавроди -- по мошенничеству и добился лишения его депутатской неприкосновенности. Но бизнесмен не захотел являться на допросы, ударился в бега, и его объявили в розыск.
Задержать Мавроди удалось лишь 31 января 2003 года в Москве, на съемной квартире на Фрунзенской набережной. При себе у него оказался паспорт на фамилию некоего Юрия Зайцева, в который была вклеена фотография самого Мавроди. За подделку документов в конце 2003 года пирамидостроителя приговорили к 13 месяцам лишения свободы.
В том же году СК закончил расследование главного дела о Мавроди по обвинению его в мошенничестве. Почти три года -- до 31 января 2006 года -- глава «МММ» знакомился с 614 томами (по 250--270 страниц в каждом) своего уголовного дела. Потерпевшими по делу «МММ» были признаны почти 100 тыс. человек, которые, согласно официальным данным, потеряли около 110 млн рублей.
Однако, несмотря на общее горе, бывшие вкладчики «МММ» -- вчера их в суде собралось не менее 60 человек -- сразу же после открытия заседания начали скандалить как между собой, так и с судьей. Одни требовали «справедливого наказания» для Мавроди, другие выступили за немедленное его освобождение.
После того как судья Маркина поинтересовалась, имеются ли ходатайства у пострадавших, начался буквально всеобщий гвалт, с перерывами продолжавшийся все заседание. «Я хочу вернуть свои деньги», -- заявила потерпевшая Кузнецова. «Я хочу, чтобы мошенник сидел», -- не реагируя на замечания судьи, кричали другие вкладчики. "Освободите гения!" -- отвечали им оппоненты.
Несмотря на это, судья пыталась спокойно выслушивать всех выступавших, лишь раз одернув присутствующих: «Здесь вам не заседание акционеров или правления кооператива»!
Другой спор разгорелся после того, как представлять интересы потерпевших вызвались сразу два юриста -- Леон Сарвозян и Илиадор Белявский. Первый заявил, что сам является потерпевшим по делу и представляет интересы еще 1,5 тыс. из общества обманутых вкладчиков «МММ». Второй объявил, что за ним стоят 400 потерпевших.
«Встаньте, скажите, что я ваш представитель», -- призывал каждый из кандидатов. Но судья, дождавшись, когда эмоции утихнут, отклонила обе кандидатуры, объяснив, что представлять интересы потерпевших могут только адвокаты, коими ни Белявский, ни Сарвозян не являются.
Несмотря на это, г-н Сарвозян выступил еще с одним ходатайством от имени потерпевших, в котором потребовал наложить арест на имущество, якобы принадлежавшее Мавроди. Оно, по данным следствия, сейчас находится у третьих лиц. «Это земельные участки, недвижимость, автопарк, а также акции «Сургутнефтегаза», Останкинского мясокомбината, «АвтоВАЗа», «Норильского никеля» и других», -- сообщил г-н Сарвозян. Но в ответ судья так же спокойно ответила, что вопросом ареста занимаются следственные органы.
Все это время сам обвиняемый индифферентно сидел на скамье подсудимых в «клетке», не проявляя никакого интереса к происходящему, -- то прислонялся к стенке, то рассматривал руки и т.д. Лишь в самом конце заседания Мавроди дал о себе знать судье, тихим голосом заявив два ходатайства. Одно -- чтобы его защитником стала «давняя подруга и товарищ», полковник МВД в отставке Наталья Аверина. Судья отказала, сообщив, что та, как и гг. Белявский и Сарвозян, не является адвокатом. Также Мавроди сообщил, что отказывается от услуг своих прежних защитников Габриляна и Нарсисяна. Но судья пришла к решению, что сделать это можно будет, когда «отвергнутые» адвокаты придут на процесс, перенесла заседание на 15 мая и тут же удалилась.
Однако потерпевшие расходиться не захотели. Одна из женщин попыталась подойти к арестованному со словами: «Храни тебя Господь» и «Почему ж тебя так плохо одевают». (Сергей Мавроди появился на процессе в простеньком свитере и тренировочных штанах). Даже после того, как бойцы спецназа Минюста увели г-на Мавроди, экс-вкладчики не успокоились, устроив перед зданием суда импровизированное собрание и выражая свое отношение к процессу. Так, 83-летняя потерпевшая Елена Дорфман рассказала корреспонденту «Времени новостей», что ни в чем не винит Мавроди: «Когда мы ходили в «МММ», было весело, играла музыка, стояли длинные очереди. Нас туда насильно никто не заманивал. Мавроди очень умный человек, раз сумел создать такую организацию. Он не брал себе деньги, он вкладывал их в акции. Например, «Газпрома». У него есть акции. Вот их он нам и вернет. Мы верим Мавроди»!
Татьяна ГРИЦЕНКО