|
|
N°68, 19 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Без скелетов в шкафу»
Борис Федоров купит банки, пригодные для продажи иностранцам
Известный финансист, основатель инвестфонда UFG Private Equity Fund Борис Федоров намерен воспользоваться интересом иностранцев к российским банкам и выступить посредником между потенциальными покупателями и продавцами кредитных организаций. Фонд, по его словам, собирается купить 50% в небольшом банке. Эксперты полагают, что подобная инвестиция окажется весьма успешной.
Как заявил вчера г-н Федоров, фонд намерен инвестировать 50--60 млн долл. в три проекта, среди которых и покупка доли в небольшом банке. Сколько именно средств будет потрачено на приобретение половины кредитной организации, он не уточнил, заявив лишь, что «менее 10 млн долл. фонд старается в проект не вкладывать». Под небольшим банком г-н Федоров понимает кредитную организацию, входящую в топ-500 по размеру капитала и в топ-200 по размеру активов. «Мы рассматриваем этот банк как базу в банковском бизнесе», -- заявил глава UFG Private Equity Fund. Несмотря на большой спрос со стороны иностранных стратегических инвесторов к российскому банковскому сектору, реальных сделок на рынке не так уж и много. Проблема в том, что «трудно найти небольшой банк, в который можно было бы вложить деньги», считает г-н Федоров: потенциальных покупателей отпугивают непрозрачность банков, «скелеты в шкафу» и несговорчивость менеджмента. Поиском небольших банков, которые могли бы привлечь внимание западных покупателей, он и намерен заняться.
«Спрос на российские банки действительно велик, -- соглашается аналитик Альфа-банка Наталия Орлова. -- Ставки по потребительским займам по-прежнему очень высоки, и доходность этого бизнеса очевидна, несмотря на рост «плохих кредитов». Через два-три года ситуация скорее всего изменится -- ставки будут ниже, а объем «просрочки» значительно увеличится. Поэтому многие западные банки хотят войти на российский рынок именно сейчас и не тратить время на регистрацию «дочки».
При всем кажущемся богатстве выбора (на 1 апреля в России действуют 1192 кредитные организации) покупать действительно особо нечего. «Небольших банков, которые не подпадали бы под пристальное внимание ФСФМ (Федеральной службы по финансовому мониторингу. -- Ред.) и ЦБ и не являлись бы при этом карманными структурами для одного-двух акционеров, действительно очень мало», -- говорит г-жа Орлова. Такого же мнения придерживается и председатель правления Райффайзенбанка Йоханн Йонах (как известно, в феврале нынешнего года австрийский банковский холдинг Raiffeisen International Bank-Holding приобрел российский Импэксбанк, который будет объединен с российским «Райффайзеном»). «Сейчас российский банковский рынок растет очень динамично, его потенциал огромен. Именно поэтому иностранные игроки выбирают Россию в качестве одного из главных объектов для своих инвестиций. В настоящий момент в стране действительно наблюдается недостаток интересных предложений по покупке банков», -- считает г-н Йонах.
Впрочем, покупки небольших банков все же случаются. Весной нынешнего года французская группа Societe Generale купила «Столичное кредитное товарищество» (в прошлом «Северо-Западное ОВК»), прошлым летом она же приобрела самарский Промэк-банк (ныне Русфинанс-банк) и банк «Дельтакредит».
По мнению г-жи Орловой, вложения UFG Private Equity Fund в покупаемый банк вряд ли предполагают большие финансовые траты. Скорее всего потребуется грамотный управляющий, который приведет несколько небольших корпоративных клиентов, сможет развить зарплатные проекты. «Принимая во внимание опыт г-на Федорова в инвестиционно-банковском бизнесе, можно предположить, что банк будет заниматься оказанием услуг по размещению долговых бумаг или участвовать в синдицированных кредитах», -- рассуждает г-жа Орлова. Скорее всего стратегия будет заключаться в таком наполнении банка клиентами, чтобы при перепродаже они бы из него не ушли.
Несмотря на довольно высокую стоимость крупных российских банков (они продаются с коэффициентом 2,5--3,5 к капиталу банка), небольшие кредитные организации можно купить значительно дешевле. «Я думаю, можно приобрести банк за стоимость, равную его собственному капиталу или как максимум «в два капитала», -- говорит г-жа Орлова. Доходность подобных инвестиций эксперты оценивают как высокую, правда, при условии продолжения «золотого нефтяного дождя». Если цены на нефть останутся на текущих уровнях, то банки в цене, конечно, будут расти, полагает г-жа Орлова.
Из общего объема фонда UFG Private Equity Fund (250 млн долл.) 100 млн долл. уже инвестировано. «А 150--160 млн долл. мы уже знаем, куда вложить», -- заявил вчера Интерфаксу г-н Федоров. Он также не исключил, что после того, как весь объем фонда будет инвестирован, будет принято решение об открытии следующего фонда объемом 500 млн долл. По его словам, ряд проектов, в которые были вложены деньги, может «выстрелить уже в следующем году». «Как только инвесторы получат прибыль с одного-двух проектов, можно будет начинать думать о следующем фонде», -- пояснил он. Г-н Федоров не стал уточнять планируемую доходность инвестиций фонда, отметив только, что «если за три года деньги только удваиваются, то это несерьезно».
Наталья РОМАНОВА