|
|
N°69, 20 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С конфискацией
Госдума утвердила новую концепцию борьбы с терроризмом
Через полтора года после трагедии Беслана Госдума выполнила данное по горячим следам самого страшного теракта в истории России поручение президента и, по сути, утвердила новую концепцию борьбы с терроризмом. Вчера Дума приняла в первом чтении поправки в целый ряд законодательных актов, направленные на усиление борьбы с терроризмом. Поправки были подготовлены думским комитетом по безопасности. Согласно новой концепции в практику возвратят институт конфискации имущества, СМИ ограничат в освещении терактов, а ФСБ, напротив, дадут практически неограниченные полномочия в противостоянии террористам или тем, кого компетентные органы сочтут таковыми.
В частности, вносятся изменения и в закон «О средствах массовой информации». Законодательно закрепляется запрет на распространение в СМИ «сведений, раскрывающих тактику проведения контртеррористической операции либо создающих угрозу жизни и здоровью людей». Такая формулировка допускает весьма широкую трактовку.
Поправки в закон «О ФСБ» выделяют борьбу с терроризмом в самостоятельное направление деятельности этого ведомства. Также в документе оговаривается право применять по решению главы государства подразделения специальных формирований ФСБ против террористов и их баз, находящихся за пределами России.
Кроме того, Дума вернула в Уголовный кодекс институт конфискации имущества как наказания. Одобренные депутатами поправки прописывают право по решению суда конфисковывать имущество террористов, «полученное в результате совершения преступления или используемое для финансирования терроризма». Вторая часть формулировки, если она останется неизменной, позволяет ее толковать весьма широко. Законопроект предусматривает также, что в пользу государства могут быть изъяты орудия, оборудование или иные средства совершения преступлений террористического характера. При конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного потерпевшему. Хотя, как показывает трагическая практика, во время резонансных терактов их исполнители погибают, и возмещать ущерб просто некому.
Как сообщил журналистам председатель думского комитета по безопасности Владимир Васильев, депутатов обязывает принять такой закон (с положениями о конфискации имущества) Конвенция Совета Европы по борьбе с коррупцией, которую Россия недавно ратифицировала. «Я думаю, что в перспективе институту конфискации в российском законодательстве быть. Ведь мы подписали конвенцию. Но конфискация не будет произволом. Она будет производиться цивилизованно, в рамках международного законодательства», -- пообещал г-н Васильев.
По вопросу конфискации в Думе царит абсолютное единство. Депутаты расходятся лишь во мнениях о том, за какие статьи применять такую меру наказания. Этот вопрос депутаты рассмотрят при подготовке законопроекта ко второму чтению. Пока позиции комитета по безопасности и комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству несколько расходятся.
Законопроект также устанавливает уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению терроризма или публичное оправдание терроризма. В комитете по безопасности принятие этой нормы также объясняют требованиями конвенции Совета Европы.
Кроме того, предусматривается возможность заочного осуждения лиц, причастных к терроризму, в случае, если они находятся за пределами страны. В соответствии с существующей международной практикой заочного осуждения также устанавливается, что участие защитника в заочном судебном разбирательстве является обязательным. Защитник приглашается подсудимым. В случае отсутствия приглашенного подсудимым защитника суд принимает меры к его назначению. Но если появляется возможность рассмотреть уголовное дело в присутствии осужденного, приговор или определение суда, вынесенные заочно, отменяются в порядке надзора по ходатайству осужденного или его защитника. И судебное разбирательство в таком случае производится сначала в обычном порядке.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА