|
|
N°69, 20 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В деньгах счастье
Больше всего в жизни россиянам не хватает материального достатка
Несмотря на то что жизнь большинства россиян далека от процветания, в стране нет дефицита людей, заряженных на реализацию активных жизненных стратегий. Большинство опрошенных (63%) полагают, что им вполне по силам жить либо не хуже, либо даже лучше, чем их ближайшие соседи, родственники и друзья. А для 16% россиян «горизонт жизненных притязаний» простирается за пределы России. Из них 12% полагают, что им вполне по силам жить на уровне среднего класса Европы и Америки, а 4% уверены, что они даже могут превзойти этот уровень.
Пессимистов, впрочем, также немало, хотя их доля по сравнению с постдефолтным 1998 годом заметно сократилась (с 28 до 21%). Те, кто не видит никакой иной перспективы в жизни, кроме как простое выживание, сконцентрированы в самой старшей возрастной группе. А стратегия «жить как все» и «жить не хуже других» преобладает в российской глубинке.
Ориентированных на западные стандарты качества и уровня жизни заметно больше среди молодежи, а также высоко обеспеченных (по самооценкам) респондентов, жителей мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга -- соответственно 23, 27 и 28%. Обращает на себя внимание и то, что в столицах самый высокий уровень дифференциации жизненных притязаний. Здесь больше не только тех, кто ориентирован на западные стандарты жизни и потребления, но и тех, для кого физиологическое выживание является проблемой.
Несколько иная картина возникает, когда жизненные стратегии, те цели, которые ставят перед собой россияне, реализуются на практике. Здесь выясняется, что даже людям, заряженным на успех, очень трудно его достичь и адаптироваться к новым условиям жизни. Лишь 7% опрошенных заявили о том, что им удалось изменить жизнь к лучшему, добиться большего, используя возможности, которые появились в последнее десятилетие. Тогда как для 41% россиян их жизнь -- это своеобразный «бег на месте», ориентированный на сохранение «статус-кво», требующий при этом значительных затрат жизненной энергии.
Причем доля "бегунов на месте" постоянно растет (с 30% в 1994 году до 38% в 1999-м и 41% в 2006-м). Немало и тех, кто свыкся с обстоятельствами жизни и живет, как жил раньше. Доля этой категории россиян колеблется, прежде всего за счет тех, кто до сих пор не адаптировался к современной жизни. Их число сразу после дефолта подскочило с 23% в 1994 году до 33% в 1999-м, а затем вновь снизилось почти вдвое -- до 16% в 2006 году.
И в этом случае главным дифференцирующим фактором выступают возраст и материальное положение респондентов, а также их образование. Чем моложе и образованнее человек, чем лучше у него материальное положение, тем чаще ему удается не просто обеспечить себе и своей семье более-менее достойную жизнь, но и добиться заметных успехов.
В то же время далеко не всем представителям этих групп удается конвертировать свой человеческий капитал (образование, квалификацию, опыт) в материальный достаток. Например, большинство респондентов с незаконченным высшим и даже высшим образованием вынуждены подрабатывать, браться за любое дело, лишь бы обеспечить себе и детям терпимую жизнь. То же самое можно сказать и о респондентах, относящих себя к среднему слою и возрастным группам 25--44 года. Иначе говоря, самая активная, дееспособная часть общества существует в условиях постоянного психологического и физического напряжения, тратя основную часть своей жизненной энергии в основном для сохранения сносных условий жизни.
На прямой вопрос «чего в первую очередь не хватает сегодня человеку?» подавляющее большинство опрошенных ответили -- «материального достатка». Причем с середины 90-х годов прошлого века число тех, кто так считает, выросло с 54 до 72%. Материальный достаток в равной степени «дефицитен» для представителей различных групп российского общества. Россияне пенсионного возраста, естественно, чаще других заявляют как о низкой степени трудолюбия современников (20%), так и об отсутствии у них уважения к прошлому (13%). Молодежь констатирует прежде всего нехватку уверенности в себе (26%), а россияне в возрасте 45--59 лет -- недостаток в обществе нравственных принципов (24%).
Иерархия « человеческих дефицитов» несколько различается у жителей мегаполисов и провинциалов. В Москве и Санкт-Петербурге заметно большее число опрошенных отмечают нехватку у сегодняшних россиян культуры и воспитанности (33%), нравственных принципов (28%).
У большинства наших сограждан есть потребность в материальном достатке, но нет стремления к богатству и желания добиваться материального благосостояния любой ценой. Так, сравнительно немного тех, кто хотел бы заниматься частным предпринимательством на свой страх и риск. Большинство же (54%) хотели бы иметь небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне. А еще 26% -- много работать и хорошо получать здесь и сейчас, даже без особых гарантий в будущем. Лишь 4% опрошенных стремятся к «вольной жизни» -- небольшому заработку и свободному времени, которое можно использовать так, как хочется.
Показательно, что позиции мужчин и женщин в этом вопросе достаточно сильно различаются. Так, российские женщины больше ориентированы на небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне (59%). А мужчины чаще, чем женщины, готовы без гарантий на будущее много работать и хорошо зарабатывать (32%).
Приемлемый «градус риска» и уровень материальных притязаний респондентов тем ниже, чем они старше и менее образованны. Так, готовы к самостоятельному ведению дел наиболее уверенные в себе молодые и образованные россияне (30 и 16% соответственно), а вот пожилые или малообразованные предпочитают небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне (70 и 68% соответственно). Представители среднего возраста и уровня образованности занимают, соответственно, промежуточную позицию.
В целом можно констатировать, что у большинства россиян нет каких-то особых, завышенных притязаний к уровню и качеству их жизни, а также возможностям самореализации. Сформировались достаточно многочисленные группы, ориентиром для которых является западный уровень и качество жизни. В то же время возможности социальной мобильности для большинства россиян, в том числе и активных, дееспособных групп, ограничены. Отсюда все увеличивающийся разрыв между жизненными притязаниями и возможностями их реализации, который в свою очередь порождает недовольство многими сторонами социальной и экономической жизни современной России.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 8--9 апреля 2006 года. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Владимир ПЕТУХОВ, директор по исследованиям ВЦИОМ, -- специально для "Времени новостей"