|
|
N°69, 20 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Семь раз перепиши
Дума и правительство никак не могут согласовать новые правила налогового администрирования
Законопроект о совершенствовании налогового администрирования, ранее озвученный как приоритетный для правительства, в Государственной думе все никак не может выйти на финишную прямую. Депутаты даже грозятся внести «изменения в изменения», а именно поправки в 450-страничный пакет поправок в часть первую Налогового кодекса. До майских праздников налоговый подкомитет должен определиться с тем, в каком виде уйдут на рассмотрение бюджетного комитета поправки об администрировании. На согласования у депутатов и правительства осталось не более недели. По мнению членов экспертного совета по налоговому законодательству думского бюджетного комитета, в некоторых позициях депутаты должны проявить максимальную твердость. Чтобы вновь не править кодекс уже тогда, когда новые правила заработают.
В частности, не исключено, что депутаты будут настаивать на уточнении срока, в течение которого налогоплательщик получит право обжаловать решение налогового органа в порядке апелляции. Сейчас в поправках фигурирует срок десять дней, который, как предполагается, должен гарантировать приостановление исполнения решения фискалов в то время, пока вышестоящая налоговая инстанция или суд будут выносить свое решение. Экспертный совет предлагает начинать отсчет десятидневного срока с момента ознакомления плательщика с решением налогового органа, так как почтовые услуги зачастую «съедают» практически все это время. Однако правительство скорее всего будет выступать категорически против такой постановки вопроса. Ведь главный аргумент налоговиков в такой ситуации -- опасность того, что попавший под подозрение налогоплательщик просто ударится в бега.
Под вопросом до сих пор формулировки, вводящие уголовную ответственность налоговых инспекторов за вынесенные ими заведомо незаконные решения и злоупотребление служебным положением. Если депутаты считают, что не стоит скупиться на введение персональной ответственности инспектора, то в правительстве придерживаются мнения, что в этом деле легко переусердствовать. Ведь в законодательстве формально уже есть положения, позволяющие привлечь любого чиновника (то есть и налоговика в том числе) к ответственности за злоупотребления. Правда, налоговиков что-то пока до сих пор не привлекали -- даже тех, которые проверяли в свое время ЮКОС и никакого уклонения от уплаты налогов не выявили.
Не определились стороны до конца и со сроками проведения выездных проверок. Точнее, с основаниями для их продления. И правительство, и депутаты согласны с тем, чтобы перечень оснований был по максимуму исчерпывающим. Однако пока не известно, будет ли он ограничен только лишь необходимостью проведения экспертизы или встречной проверки контрагентов, либо туда войдут и другие основания.
Не исключено, что будут внесены новые изменения и в порядок проведения камеральных проверок. Статьи Налогового кодекса о камеральных проверках депутаты переработали радикально: налоговые органы согласно поправкам в рамках проверки не могут требовать предоставления дополнительных документов, а лишь вправе просить предоставить дополнительные пояснения. Исключением из этого правила предлагается сделать операции по проверкам обоснованности применения нулевой ставки НДС. Тем самым Налоговый кодекс фактически переписывается под сиюминутные фискальные задачи.
Ирина СКЛЯРОВА