|
|
N°67, 18 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эксперимент над промышленной политикой
Виктор Христенко и Александр Шохин не нашли общей бизнес-стратегии
Министерство промышленности и энергетики совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей вчера провели административный эксперимент. Он заключался в том, что в малом конференц-зале мосправительства состоялось совместное заседание коллегии министерства с правлением РСПП, посвященное вечной теме промышленной политики. Эксперимент признали удачным, хотя он продемонстрировал, что цельной промышленной политики у правительства по-прежнему нет.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко во вступительном докладе сделал краткий анализ действий государства в нефтегазовой промышленности, авиапроме и автомобильной промышленности. Сферу добычи и переработки углеводородов он назвал «примером государственно-частного партнерства», когда «адекватная оценка перспектив и рисков ведет к их распределению между государством и бизнесом и построению общей системы действий». Министр особо подчеркнул, что осведомлен о стратегиях компаний в отрасли, и его подчиненные учитывают их в ходе подготовки решений. В авиапроме, напротив, государство взяло на себя ответственность за осуществление структурных сдвигов. «Стратегия развития ориентирована на глобальный рынок путем перехода к модели открытой отрасли, с кооперационными связями с партнерами из высокотехнологичного сектора промышленности», -- заявил г-н Христенко, напомнив о создании Объединенной авиастроительной корпорации. В автопроме, по его словам, за счет режима промышленной сборки удалось переломить тренд падения спроса на автомобили, произведенные в России.
Говоря об инструментах промышленной политики, он отметил важность (а иногда и приоритетность) администрирования перед установлением конкретных правил. В качестве примера он привел одну из самых популярных мер промышленной политики -- установление таможенных пошлин. За что получил замечание главы РСПП Александра Шохина -- администрирование государственных решений для бизнеса, по его словам, «уже давно главный приоритет»: «Мы уже два года воюем с правительством за прописывание четких процедур взаимодействия налоговиков с бизнесом, -- указал он. -- Присутствие государства непосредственно в бизнесе увеличивается. Не хотелось бы, чтобы «стратегичность» для государства становилась синонимом прибыльности бизнеса».
Тем не менее, продолжал г-н Христенко, государство, «накопившее серьезный финансовый ресурс», перешло в фазу активной инвестиционной политики. «Государство сегодня готово предоставлять бизнесу ресурсы для развития тех проектов, которые сам бизнес осуществить в необходимые сроки пока что не в состоянии, -- сообщил министр активу РСПП. -- Готово, но на определенных условиях, выполнение которых должно, в конечном итоге, вести к повышению национальной конкурентоспособности, а, следовательно, послужить интересам государства, бизнеса и общества в целом».
Более детально позицию бизнеса по поводу промышленной политики изложил глава АФК «Система» Владимир Евтушенков, возглавляющий в РСПП соответствующий комитет. По его словам, в мире уже давно отмерла старая «жесткая» промышленная политика с целями и задачами развития приоритетных отраслей. И теперь бал правит новая тактика, ориентированная на повышение конкурентоспособности национальной продукции. В этой связи приоритетами государства должны стать поощрение инвестиций в инновационные проекты, поддержка отраслей, которые держатся на развитии интеллектуального потенциала страны, а также стимулирование участия отечественного бизнеса в транснациональных цепочках создания добавленной стоимости.
Для предпринимателей же, по его словам, важнее всего «традиционные ценности»: четкие долгосрочные правила игры, равные условия конкуренции и доступ к инвестиционным ресурсам. «Это кровь из носу нам нужно сделать», -- считает г-н Евтушенков. Кроме того, главе «Системы» теперь принадлежит новое определение коррупции: государство, по выражению Владимира Евтушенкова, должно «устранять факторы внешней среды, мешающие обеспечить оптимальный объем инвестиций в проект». Впрочем, нельзя исключать, что он имел в виду и некие другие факторы, которые не всегда внешне заметны.
Алексей ГРИВАЧ