|
|
N°67, 18 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто остановит реки крови?
Иракские политики погрязли в борьбе за власть
Второе заседание иракского парламента, назначенное на вчерашний день, было отложено в последний момент на неопределенный срок. Накануне ночью опять зашли в тупик переговоры между различными партиями, борющимися за власть в воюющем Ираке. Раньше казалось, что дебаты ограничиваются вопросом о кандидате на пост премьер-министра, из-за этого первое заседание Нацассамблеи 16 марта продолжалось менее часа. Но теперь к этой проблеме добавились споры о том, кому быть президентом страны и спикером парламента.
Курды и арабы-сунниты не хотят, чтобы премьером страны во второй раз стал араб-шиит Ибрагим аль-Джаафари. Его кандидатуру поначалу выдвинула партия большинства -- победивший на парламентских выборах 15 декабря 2005 года шиитский Объединенный иракский альянс (ОИА). До выборов аль-Джаафари с февраля 2005 года занимал пост премьера, и за этот срок его возненавидели и курды, и арабы-сунниты. Сам аль-Джаафари вскоре после выборов объявил, что уйдет «по первому требованию народа». Однако теперь он проявляет чудеса неуступчивости, несмотря на давление, оказываемое на него как внутри страны, так и за ее пределами -- американцами и британцами, а также и лидерами арабского мира.
Шииты уже подбирают другую кандидатуру, но взамен выставляют свои условия. Озвучивает их все тот же аль-Джаафари. Например, арабы недовольны тем, что президентом страны является представитель меньшинства -- курд Джаляль Талабани, и требуют его отставки. Курдов в 27-миллионном Ираке около шести миллионов, более четырех миллионов из них компактно проживают на севере Ирака в Курдистане. «Курды никогда не согласятся на такой вариант. Талабани останется президентом Ирака», -- заявил в интервью «Времени новостей» президент Курдистана Масуд Барзани, являющийся также главой Демократической партии Курдистана.
Что касается поста премьер-министра, то курды, равно как и арабы-сунниты, готовы согласиться на другую кандидатуру, предложенную шиитами. Но только не на Ибрагима аль-Джаафари, поскольку многие иракцы считают его слишком близким к шиитскому Ирану. В качестве альтернативы сейчас чаще всего называют имя другого шиита -- Адиля Абдель-Махди, действующего вице-президента Ирака и одного из лидеров главной силы ОИА -- партии «Высший совет исламской революции в Ираке». «Абдель-Махди -- наш большой друг, мы знаем его давно. На днях он побывал в Курдистане, мы провели переговоры. И если ОИА выдвинет в премьеры именно его, мы согласимся», -- сообщил «ВН» президент Курдистана Масуд Барзани.
Оба кандидата представляют шиитов, но Адиль Абдель-Махди считается более светским и гибким политиком. Курды и арабы-сунниты надеются, что найдут с ним общий язык. Однако и среди шиитов нет единства. Ситуация настолько запутанная, что даже высокопоставленные собеседники «ВН» в Ираке не решаются ответить на вопрос, как будут развиваться события дальше и кто же в конце концов возглавит страну.
Новый посол Ирака в США Самир Сумайдайе заявил вчера по приезде в Вашингтон, что в числе кандидатов на пост премьера числится Али аль-Адиб, член партии «Ад-Даава» («Призыв»), входящей в ОИА и возглавляемой аль-Джаафари. По слухам, на аль-Адиба вроде бы делают ставку американцы. Посол Сумайдайе пояснил, что мало знает аль-Адиба, но тот «скорее всего, будет стоять на тех же позициях, что и аль-Джаафари». В общем, ясности нет никакой, а кандидатов на высшие посты в государстве насчитываются десятки.
Понятно лишь одно -- в Ираке царит безвластие на фоне растущего насилия. Это побудило Салиха аль-Мутлака, одного из руководителей суннитского блока «Иракский фронт согласия», заявить вчера, что «правительство надо сформировать в ближайшие несколько дней, иначе по Ираку потекут реки крови». «Политики делят портфели, -- сказал аль-Мутлак. -- А людей тем временем убивают прямо на улицах». Слова суннитского лидера оказались трагически пророческими. Через несколько часов на севере Багдада боевики в масках вытащили из машины и расстреляли его младшего брата Таху Мухаммада.
Только за последние два дня в стране от взрывов на рынках и дорогах погибло более 40 человек. Из них десять стали жертвами бомбиста-смертника в городе Эль-Махмудия, в 30 км к югу от столицы. Еще около 20 иракцев из числа мирных жителей были похищены неизвестными. Вчера двенадцать из них были обнаружены в Багдаде мертвыми и со следами пыток. Чаще всего похищенных находят на обочинах дорог задушенными или убитыми выстрелами в голову.
Елена СУПОНИНА, Салахаддин--Эрбиль (Иракский Курдистан), Алексей СЛОБОДИН