Время новостей
     N°67, 18 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.04.2006
Стремянка-позвоночник
Артсообщество столицы встало на защиту архитектурного авангарда
Сразу несколько событий московской художественной жизни посвящены великой истории и тревожной судьбе российского архитектурного авангарда. В конце прошлой недели в галерее Stella Art открылась выставка самого истового хранителя, архивариуса и археолога наследия авангарда 20-х годов Юрия Аввакумова. Когда ходишь по безупречно выстроенному пространству выставки, вспоминается любимый мультик Андрея Хржановского «Жил-был Козявин». Там один безмозглый чиновник Козявин получил приказ начальства: найти некоего Иванова и передать ему, что, дескать, кассир его ждет. И Козявин обошел с этим поручением весь земной шар, попутно спрашивая у каждого встречного и поперечного (вплоть до гангстеров, грабящих музей): «Иванова не видели? Его кассир ждет!» Был в этом мультике потрясающий эпизод, когда Козявин в пиджачке с портфельчиком притопал в пустыню, а там сидит убеленный сединами палеонтолог-патриарх и по косточке, по ребрышку, по позвонку, по хрящику восстанавливает скелет ископаемого доисторического зверя. Потрясающий красоты, надо сказать, скелет! Что твой готический собор! Тупица Козявин со своим портфельчиком и в лакированных башмаках хрясть-хрясть прямо по черепу, шее и позвоночнику «готического» животного -- идет напрямик выполнять поручение, разыскивает Иванова. На глазах скелет ломается-крошится. А убеленный сединами профессор-палеонтолог смотрит недоуменно и растерянно: дело всей жизни по вине дурака, нужду бухгалтерии удовлетворяющего, в один миг рассыпалось в прах.

Вот Аввакумов для русской культуры тот же палеонтолог. Из года в год, десятки лет он собирает, монтирует архитектурную утопию советского авангарда: весь пантеон его богов, от Малевича до Леонидова. По позвонку, по ребрышку прилаживает башенки, лесенки, колонки, перекрытия-перепонки. И делает свои чудесные макеты: хрупкие, нежные, ранимые, эфемерные, что сама утопия -- мечта. И один из главных его модулей -- изящная лесенка-стремянка. Часто Аввакумов вписывает ее в нотный стан, где звенит она словно флейта-позвоночник из поэмы Маяковского 1915 года: «Кажется, // рухну с помоста дней. // Я душу над пропастью натянул канатом, // жонглируя словами, закачался над ней».

Потом Аввакумов все тщательно архивирует и складывает на полочку своего виртуального музея, доступного всем в Интернете (www.utopia.ru). И такой этот мир прекрасный нереально! А реально последние остатки великой авангардной мечты топчут по-носорожьи за стенами галереи озабоченные отношениями с бухгалтерией козявины. Шедевры конструктивизма исчезают один за другим. И защищать их надо всем миром. Благую миссию взял на себя Музей архитектуры имени Щусева. Сегодня там открывается несколько программ в защиту русского авангарда (среди них -- выставка «Высотные здания Москвы. Вавилонская башня коммунизма», презентация выставки и книги сотрудника музея Ирины Чепкуновой «Архитектурный авангард Подмосковья» и другие). А лейтмотив -- международная конференция «Сохранение архитектуры XX века», эпиграфом которой стали слова ректора МАРХИ Александра Кудрявцева: «Общепризнано, что русский архитектурный авангард и конструктивизм 1920-х - начала 1930-х годов составляют золотой фонд наследия «современного движения» в мировой архитектуре. Однако срок жизни многих из этих сооружений истекает у нас на глазах. В результате многолетнего небрежения архитектурные шедевры этого периода пришли в упадок. В их числе и рабочие клубы архитектора Константина Мельникова, и знаменитые дома-коммуны, в том числе студенческое общежитие, построенное Иваном Николаевым в Москве. Большинство из этих зданий встретят свой 75-летний юбилей, пребывая в состоянии угрожающего износа конструкций, а многие из них уже сейчас находятся на грани выживания. Наиболее трагический пример -- здание бывшего Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга (1928--1930), включенное в 2004 году Всемирным фондом памятников (World Monuments Fund) в список 100 памятников архитектуры, находящихся под угрозой разрушения. Абсолютное большинство зданий 1920--1950-х годов имеют статус памятников местного или регионального значения, что на практике означает их незащищенность перед разрушительной разновидностью реконструкции, оставляющей лишь фасады или грозящей полной перепланировкой». Увы, козявины господствуют на свете!

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки