|
|
N°66, 17 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из шведских застенков
Российский ученый вернулся на родину
В субботу в Москву из Швеции вернулся Андрей Замятнин, российский биолог, просидевший почти два месяца в шведском КПЗ по подозрению в шпионаже. По приезде ученый заявил, что намерен через суд добиваться компенсации от властей Швеции. Сейчас этим делом занимается его адвокат. Впрочем, по словам биолога, главное -- не сумма, а официальное признание того, что его задержали по ошибке.
Арестованного 15 февраля 2006 года Замятнина неожиданно выпустили из тюрьмы 7 апреля. Генпрокурор Томас Линдстранд заявил, что "в ходе расследования не выявлено состава преступления". Однако в шведской прессе публиковались выдержки из прокурорских документов, где сообщалось, что Замятнин якобы собирал для российского посольства сведения об исследованиях сельскохозяйственного института Упсалы и о его сотрудниках, но эти сведения, по мнению следствия, не нанесли ущерба Швеции. После ареста прокуратура вообще утверждала, что, дескать, Замятнин, работавший по программе грантов гостевого обмена в Швеции с 2004 года, нанес ущерб обороноспособности страны.
Никаких извинений российскому ученому шведы не принесли, а прокурорская фраза «не выявлено состава преступления» не сможет очистить репутацию Андрея Замятнина -- требуются более внятные объяснения, зачем ученого неделями держали в изоляторе, не имея никаких доказательств его противоправной деятельности. Его отец Александр Замятнин направил генпрокурору Линдстранду открытое письмо, в котором требует от чиновника официальных извинений и публичного опровержения. Кроме того, он просит назвать имена людей, свидетельствовавших против его сына. Раз никаких доказательств шведы не обнаружили, нетрудно предположить, что биолога могли арестовать, например, после «стука» кого-то из его коллег или знакомых.
Гнев Андрея Замятнина и его отца легко понять: сейчас для многих наших ученых работа за рубежом является, увы, профессиональной необходимостью, поскольку на родине пока получить достаточно хорошие условия для проведения исследований крайне трудно (а для некоторых научных специальностей -- просто невозможно). Клеймо «недоказанного шпиона» закрывает для специалиста двери престижных научных центров, и уже в 29 лет профессиональная карьера Андрея Замятнина может просто закончиться.
Владимир ДЗАГУТО