|
|
N°182, 04 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трое в лодке
Минтимер Шаймиев займется партийной работой
Создание большой и единой центристской партии набирает обороты. Глава МЧС Сергей Шойгу, президент Татарии Минтимер Шаймиев и мэр Москвы Юрий Лужков возглавят партию, которая должна возникнуть в результате слияния «Единства», «Всей России» и «Отечества». В парламентских кулуарах новый проект уже окрестили ЕВРО.
Заявленное вчера участие «Всей России» в объединительном процессе «Отечества» и «Единства» стало определенной неожиданностью. Прежде всего потому, что в последние несколько месяцев «ВР» практически не было видно и слышно. Однако движение, созданное под выборы-99, как выяснилось, полно жизни и имеет большие планы. Вчера руководитель депутатской группы «Регионы России», председатель исполкома движения «Вся Россия» Олег Морозов подтвердил, что между тремя центристскими организациями «действительно ведутся консультации». По его словам, «Вся Россия» намерена «вкладывать ресурсы в этот проект». «Я не исключаю, что на съезде «Всей России», который состоится 13 октября, будет принято решение о начале процесса по созданию единой политической партии с «Единством» и «Отечеством», -- сказал г-н Морозов Интерфаксу.
Сильная центристская партия, по его мнению, «может быть создана только путем объединения усилий тех политических структур, которые сегодня работают в рамках координационного совета в Думе». Кроме того, по утверждению г-на Морозова, «Единство» начало сближаться со «Всей Россией» намного раньше, чем заявило о намерении объединяться с «Отечеством».
Вчера же председатель исполкома Союза «Единства» и «Отечества» Александр Беспалов поставил точку в долгой дискуссии о форме союза центристов. «Период рассуждений о том, возможен ли союз центристских организаций, подошел к концу, -- сказал он. -- Союз не только возможен, но и состоится». При этом г-н Беспалов особо подчеркнул, что «это будет не какая-то конфедерация центристов», а «единая партия». Решение же об объединении в единую партию «ориентировочно будет принято на объединительном съезде двух партий», сообщил г-н Беспалов. Перед этим пройдут съезды двух партий -- у «Отечества» 13 октября, у «Единства» -- 27 октября. Генеральный совет Союза «Единства» и «Отечества», по его словам, уже рекомендовал политсоветам партий-основательниц принять решение об образовании единой партии.
Это, по сути, меняет формат объединения. «Если раньше предполагалось, что это будут самостоятельные партии, объединившиеся в союз, то теперь это будет единая партия, поэтому ни «Единство», ни «Отечество» на своих съездах не будут преобразовываться в партии», -- сказал г-н Беспалов. Привлечение же к созданию единой партии третьего участника, считает лидер фракции ОВР Вячеслав Володин, поспособствует тому, что на выборах эта единая партия наберет голосов больше, чем могли бы получить в сумме три отдельные партии. Пока у партии будут три сопредседателя, но в конечном итоге, уточнил г-н Беспалов, останется только один лидер. Речь идет о фактическом вожде, поскольку, по словам г-на Беспалова, моральный лидер у партии уже есть -- Владимир Путин. Г-н Беспалов утверждает, что создаваемая партия собирается «не просто поддерживать президента, а взять на себя ответственность за происходящее в стране».
Последнее заявление вообще-то является не столько актом самопожертвования со стороны объединяющихся центристов, сколько просьбой к Кремлю отнестись к проекту максимально благосклонно. Все предыдущие «партии власти» сталкивались с тем, что власть не воспринимала их в качестве «кадрового резерва». Активная работа в рамках НДР или «Единства» не гарантировала получения хорошей государственной должности. Это понижало статус «партий власти», превращая их в простых исполнителей воли Кремля и Белого дома. Соответственно и менять их можно было как перчатки.
Создаваемая сегодня мегапартия хочет стать полноценной опорой власти со всеми вытекающими проблемами и преференциями. Хочет ли этого власть -- вопрос пока открытый.
Мария НИКИФОРОВА, Глеб ЧЕРКАСОВ