|
|
N°66, 17 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кучма для Ходорковского
Экс-глава ЮКОСа попал в «неприязненную ситуацию»
Самый известный российский зэк Михаил Ходорковский, отбывающий восьмилетний срок в колонии города Краснокаменска Читинской области, в конце прошлой неделе оказался в центре нового скандала. В ночь на субботу на спящего экс-главу ЮКОСа напал сосед-заключенный по фамилии Кучма и нанес некие повреждения на лице. Руководство Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) охарактеризовало инцидент как бытовую ссору, а раны, полученные Ходорковским, -- как «царапины». Адвокаты самого г-на Ходорковского, со своей стороны, заявили, что их клиент в результате ЧП получил серьезные ножевые порезы лица. В связи с этим они намерены требовать возбуждения уголовного дела и рассматривают случившиеся как еще одно звено в цепи притеснений опального олигарха со стороны властей.
По версии адвокатов г-на Ходорковского, нападение на него произошло в ночь на 14 апреля около 4 часов утра. Во время сна осужденный, чья койка находится рядом с кроватью олигарха, нанес ему несколько порезов на лице сапожным ножом. Проснувшись от боли, г-н Ходорковский обнаружил, что его лицо в крови, и обратился в дежурную часть. Туда вызвали врача, который оказал опальному олигарху первую помощь, а потом, по словам адвокатов, наложил на раны несколько швов. Сотрудники колонии тем временем начали расследование ЧП и уже спустя 15 минут задержали по подозрению в нападении осужденного по фамилии Кучма. При обыске в его вещах кроме сапожного ножа были также обнаружены обычный нож и лезвие, иметь которые зэкам категорически воспрещено. Примечательно, что Кучма, по словам адвокатов экс-главы ЮКОСа, тот самый заключенный, с которым в марте этого года г-н Ходорковский однажды пил чай в неустановленное время, за что получил очередное взыскание -- пять суток штрафного изолятора. Что подвигло Кучму на такой не совсем адекватный поступок, пока осталось неясным. Сам он вроде молчит, а руководство колонии и адвокаты высказывают лишь версии.
Представители ФСИН отрицать сам факт инцидента не стали, но заверили, что ничего выдающегося не случилось. «В Краснокаменской колонии действительно произошел инцидент, но ни о каком покушении на жизнь осужденного Ходорковского речи не идет, -- заявил в субботу официальный представитель ФСИН. -- Установлено, что в ночь на 14 апреля между Ходорковским и одним из молодых осужденных, между которыми ранее сложились дружеские отношения, возникла ссора. В настоящее время ведется разбирательство, но скорее всего произошла неприязненная ситуация, в ходе которой молодой осужденный поцарапал нос Ходорковскому».
Но защиту Ходорковского такая трактовка событий не устроила. «Мы будем настаивать на максимальной проверке, -- сказал адвокат Юрий Шмидт. -- Сам Ходорковский никаких заявлений подавать не будет, он слишком гордый и независимый для этого человек. Я предполагаю требовать возбуждения уголовного дела, только в его рамках возможна полная проверка происшедшего. Налицо и в прямом смысле на лице -- признаки публичного состава преступления, а не частного, и возбудить дело можно без заявления Ходорковского». Что касается подоплеки ночного нападения, то г-н Шмид полагает, что в нем кроется нечто большее, чем банальная ссора. «У нас нет иллюзий, что за этим не стоят некие властные структуры. Чего хотели этим добиться, непонятно. Напугать? Изуродовать? Попробовали новый способ сломить волю человека? Не исключаю. Но абсолютно исключаю вариант ссоры и слабо верю в неадекватность этого заключенного. Вполне реально, что он просто получил задание», -- отметил г-н Шмидт.
Впрочем, в любом случае происшедшее дает повод сторонникам Ходорковского снова заговорить о явно пристрастном отношении к нему властей. Как известно, адвокаты и Ходорковского, и его соратника Платона Лебедева (его отправили в колонию в поселке Харп на Ямале) пытались добиться перевода своих подзащитных в колонии, расположенные не так далеко от столицы. Но директор ФСИН России Юрий Калинин объяснил, что отправлены г-да Ходорковский и Лебедев были именно в эти отдаленные регионы из соображений их собственной безопасности. «Они (Ходорковский и Лебедев. -- Ред.) отбывают наказание в отдаленных подразделениях, где никто ни их, ни нас особенно не беспокоит, -- сказал глава ФСИН. -- Ведь надо учитывать, что их дело приобрело большой общественный резонанс. Есть группы лиц, которые их поддерживают. А есть и другие люди, считающие, что они попросту ограбили страну и их самих, и не склонные прощать такого рода обиды. И я не исключаю, что могли бы быть какие-либо эксцессы. Мы не хотим, чтобы нас потом упрекали в том, что мы не обеспечили их безопасность или, того хуже, специально создали такие условия, когда с ними могло что-то случиться». Теперь понятно, адвокаты опальных олигархов эти слова г-ну Калинину припомнят.
Эдуард ЛОМОВЦЕВ